Количество заемщиков с просрочками по автокредитам в сентябре достигло максимума с ноября 2022 года. Это тревожный сигнал. Однако можно увидеть и положительный момент: возможно, это заставит банки быть более осторожными в выдаче кредитов, а граждан — задуматься, стоит ли брать займы в период высокой ставки и нестабильности.
История с утилизационным сбором — яркий пример того, как усилия Центробанка по сдерживанию инфляции могут сталкиваться с мерами других ведомств. Так было со льготной ипотекой, так происходит и с авторынком. Российские дилеры сельхозтехники уже обратились к Набиуллиной с просьбой помочь: цены на технику растут, и аграриям становится сложно покупать машины. Конечно, кто-то найдет деньги, но насколько тогда вырастут цены на их продукцию?
С похожими проблемами сталкиваются логистические компании и другие отрасли, где используется спецтехника. Лизинговые компании уже начали изымать машины у малого и среднего бизнеса, который не может продолжать аренду из-за нехватки средств. Причина та же — высокие цены на технику и невозможность взять кредит из-за высокой ключевой ставки.
Получается замкнутый круг: Центробанк поднимает ставку для борьбы с инфляцией, но меры вроде льгот и повышения утильсбора сводят на нет эти усилия. Например, почему льготная ипотека завершилась только этим летом? А нынешнее повышение утильсбора — чем оно, кроме поддержки отечественного автопрома, помогает в борьбе с инфляцией? Поддержка автопрома — важная задача, но в текущих условиях нужно действовать скоординированно.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!