Экономика РФ настраивается на долгосрочную низкую инфляцию в пределах 4%. Минэкономразвития предлагает установить долгосрочные тарифы на 5–10 лет для всех естественных монополий.
Государство, как и в ряде других случаев, уже взяло часть предложений Столыпинского клуба в разработку. ФАС разработала закон о тарифном регулировании, где одним из главных принципов является долгосрочность тарифов. В законопроекте предложено устанавливать их на три года в первый раз, а затем и на пять лет.
Уровень ставок Минэкономразвития будет определять с помощью сравнительного анализа рынка, сообщается в плане работы министерства на 2018 г.
По оценке ФАС, рост долгосрочных тарифов должен быть на 0,1 процентного пункта ниже ожидаемой годовой инфляции, или не выше 3,9%.
Фактически новые правила регулирования нацелены на сокращение возможностей госмонополий бесконтрольно финансировать инвестпроекты за счет тарифов, влияющих на экономику в целом. То есть государство отказывается финансировать инвестпрограммы монополий в угоду всей экономике.
Замминистра экономического развития Николай Подгузов приводил следующие цифры: с 2000 по 2016 гг. цены на газ увеличились в 15 раз, на железнодорожные перевозки — в 10 раз, на водо- и теплоснабжение — в 28 раз, а промышленные цены — только в шесть. При этом рост тарифов госмонополий не привел и к обновлению инфраструктуры: доля оборудования за пределами нормативных сроков службы достигла 45-50%.
За период с 2007 по 2015 гг. индексы цен приобретения промышленными организациями товаров и услуг естественных монополий росли быстрее, чем индекс цен производителей обрабатывающей промышленности.
За 2005-2015 гг. средняя оптовая цена на газ в России выросла в 3,7 раза, средний тариф на магистральный транспорт газа – в 3,5 раза, тогда как средние потребительские цены на товары и услуги и средние цены на промышленные товары – только в 2,4 раза. Схожая ситуация и с электроэнергией, и остальными тарифами.
Принятая в России практика повышения тарифов неэффективна, и на этом неоднократно делали акцент представители Столыпинского клуба. При нынешней системе у монополий просто нет стимула повышать эффективность своей работы, поскольку ценообразование формируется по фактическим затратам, а не от уровня эффективности и их экономической обоснованности. Инвестиционные затраты вопреки международной практике регулирования естественных монополий закладываются в стоимости товаров (услуг) без учета эффективности их реализации. Фактически монополии могут закладывать и закладывают в расходы все, что угодно.