В Вашингтоне есть предположение, что Саудовская Аравия находится в состоянии кризиса. Двусторонние отношения между США и Саудовской Аравией неустойчивы, гнев по поводу убийства Джамала Хашогги затронуло и внутреннюю политику Саудовской Аравии.
И дело не в перевороте среди руководящих сил и не в прямой угрозе крон-принцу, а в растущем понимании со стороны короля, что населению нужно восстановить доверие. Как и в США, внутренняя политика Саудовской Аравии переживает период, обусловленный демографическими изменениями, экономическими проблемами. Народ беспокоят вопросы занятости, конкуренции, роли их страны в мире.
Саудовская Аравия провела военное вмешательство в Йемен, она реализует агрессивную внешнюю политику против своего соседа Катара и предпринимает агрессивные усилия по либерализации своей экономики, чтобы привлекать иностранные инвестиции. Сейчас Саудовская Аравия занимает оборонительную позицию.
СМИ уделяют чрезмерное внимание экономическому положению Саудовской Аравии и характеру ее связей с США. Саудовская Аравия - важный партнер США на Ближнем Востоке, правительство Саудовской Аравии – это крупный инвестор в ценные бумаги США, акции и облигации. Саудовская Аравия и ее суверенный фонд благосостояния становятся важными инвесторами в технологические компании США.
Но причины того, что США поддерживают тесные связи с Саудовской Аравией, связаны, скорее, с позицией регионального политического руководства Саудовской Аравии, его влияния на нефтяные рынки и влияния экономической стабильности в более широком регионе БВСА. Что касается корпоративных интересов США (и более широких экономических интересов США) в Саудовской Аравии, они ограничены. Саудовская Аравия предоставила выгодные контракты консультантам и инвестиционным банкам. (Около 25% выпуска облигаций развивающихся рынков за последние два года на сумму $144 млрд пришлись на Саудовскую Аравию и ее соседей по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива). Да, Саудовская Аравия – важный рынок сбыта в сфере обороны. Тем не менее, это лишь несколько отраслей среди многих. У Саудовской Аравии нет возможности повлиять на финансовую стабильность США.
Российский фонд прямых инвестиций во главе с Кириллом Дмитриевым сформировал представительную делегацию для участия во II ежегодном форуме "Инвестиционная инициатива будущего". На этой площадке в том числе и с Россией были заключены крупнейшие сделки года.
Важна роль Саудовской Аравии на Ближнем Востоке и как агента финансирования развития, как партнера по глобальному энергоснабжению, как источника денежных переводов для более бедных стран и как политической силы, противостоящей Ирану. Мохамед бин Салман может быть частью этого, но его успех или провал больше зависят от внутреннего окружения, его способности поддерживать лояльность и от одобрения его отца.И вот здесь необходимо оценить его основную идею: экономическую реформу и план «Видение-2030». Этот план включает в себя сокращение излишне высоких энергетических субсидий, создание альтернативных источников государственных доходов и налог на добавленную стоимость в 5%, усилия по привлечению прямых иностранных инвестиций и Фонд государственных инвестиций как двигатель внутреннего экономического роста. Эта стратегия призвана устранить основные факторы уязвимостей в политической экономике Саудовской Аравии: рынок труда, который разделен между местными гражданами и иностранцами, неспособный дать рабочие места и обеспечить социальную интеграцию молодежи, большая зависимость от нефтяных доходов.
Нельзя забывать о 10 млн саудовцев в возрасте до 35 лет, которые через 20 лет выйдут на пенсию (если смогут найти работу). Снижение рождаемости - побочный эффект интеграции женщин в экономику и различных культурных сдвигов, который предполагает, что не будет нового поколения, которое придет на смену нынешней молодежи. Они могут стать потерянным поколением; безработные, оставшиеся не у дел, когда глобальный рост смещается на Восток. Это поколение крон-принца. Объединяя власть в своих руках, бин Салман должен будет решить эту демографическую проблему. В данном случае необходимо некое экономическое преобразование.
На данный момент стратегия проведения реформ затронула ряд существенных моментов, отчасти из-за оттока капитала и застойного делового климата. Большая часть этого связана с беспокойством рынка, которое обусловлено консолидацией власти за счет репрессий среди бизнес-элиты и представителей королевской семьи, что усугубляется скандалом, связанным с убийством Джамала Хашогги.
На прошлой неделе была проведена «оптимизация численности» в Национальном плане трансформации после пересмотра в 2017 году. Были рассмотрены госрасходы на социальные пособия и заработную плату в государственном секторе с учетом более высоких цен на нефть в этом году. По сути, правительство тратит больше, чем когда-либо, полагаясь на нефть, и использует капитальные расходы в качестве рычага финансовой консолидации. И это важная проблема, учитывая, что капитальные расходы - ключевой источник экономического стимула -крупные государственные контракты в сфере инфраструктуры, новые мегапроекты, которые стимулируют экономический рост. На самом деле сейчас все не так. Долговое финансирование продолжает влиять на рост бюджетных расходов.
Масштабы Национального плана трансформации отражены в заявленных целевых показателях - 433 инициативы к 2020 году, основанные на 37 стратегических целях, при этом, в 2016 году было объявлено о 543 инициативах и 178 стратегических задачах. Это доказательство того, что не удалось ряд целей, особенно в том, что касается создания рабочих мест. Более того, на данный момент женщины должны составить 25% от общей доли рабочей силы, по сравнению с 30% в 2016 году и 28% в 2017 году.
В настоящее время саудовские женщины составляют 20% рабочей силы королевства. Для мужчин из Саудовской Аравии этот показатель составляет 62%. То есть состав рабочей силы Саудовской Аравии, состоящей из граждан королевства, весьма ограничен. Оклады в госсекторе по-прежнему на 50% выше, чем в частном секторе, причем средняя зарплата в государственном секторе составляет около 11 тыс. саудовских риалов в месяц, в частном секторе она достигает 7 тыс. саудовских риалов в месяц.
Более высокие цены на нефть поддерживались увеличением расходов на оплату труда, социальных пособий и военных расходов. Это наследие налоговой политики Саудовской Аравии, которая не изменилась, а лишь укрепилась под руководством Мохамеда бин Салмана. Согласно анализу Barclays, восстановление цен на нефть в 2018 году привело к увеличению дохода от добычи нефти в размере 85 млрд саудовских риалов ($22,6 млрд) в первой половине 2018 года, это позволило компенсировать увеличение заработной платы в размере 47 млрд саудовских риалов ($12,5 млрд) и расходы на социальные пособия на сумму 21 млрд саудовских риалов ($5,6 млрд). Военные расходы выросли в 2018 году примерно на 30 млрд саудовских риалов ($8 млрд).
Куда еще идут растущие доходы от нефти? Отмечается существенное перераспределение доходов в государственных фондах, что указывает на приоритеты внутренних расходов на граждан. Несмотря на новый выпуск долговых обязательств в сентябре, активы валютных резервов снизились, что указывает на перераспределение ресурсов по выпуску долговых обязательств в другие части правительства. Однако ситуация с уровнем безработицы среди саудовских граждан не улучшается. По прогнозам компании Jadwa Investment, уровень безработицы составит 10,5% к 2020 году, по сравнению с 9% в первом варианте Национального плана трансформации.
Что нужно Саудовской Аравии больше, чем авантюристическая внешняя политика или агрессивное подавление диссидентов или критиков в стране и за рубежом? Эффективное финансовое управление, социальная политика, ориентированная на проблемы здравоохранения и образования, а также новаторский подход в работе.