Власти РФ и российские компании должны учитывать риски заморозки активов и санкций со стороны США в долгосрочном развитии России. Это означает активизацию усилий по привлечению заемного капитала, а также отказ от целого ряда сохраняющихся иллюзий по поводу "свободных рынков" и "неизбежности глобализации".
Санкции США против "РусАла" и ряда других российских компаний и их владельцев, принятые в пятницу, 6 апреля, привели к обвалу основных индексов, а также котировок ведущих компаний на российском фондовом рынке в понедельник, 9 апреля.
Помимо прямого удара по одной из ведущих компаний металлургической отрасли России резко усилилась неопределенность вокруг дальнейших перспектив российских компаний в целом – ввиду возможности аналогичных действий в отношении них. Также из-за оттока спекулятивного капитала на фоне распродаж российских активов под давлением оказались российского рубля.
Администрация Трампа фактически провела национализацию активов "РусАла" на территории США, объявив о санкциях против компании, а также пригрозив санкциями компаниям, которые продолжат работать с российской компанией.
В определенном смысле схожая ситуация наблюдалась на российском рынке в 2014–2015 гг. после применения санкций и падения котировок нефти. Как и тогда, ряд экспертов уже заговорили о снижении поступлений от валютной выручки и других потенциальных проблемах. Тогда же президент США Барак Обама заявил о том, что "санкции разорвали российскую экономику в клочья". Благодаря принятым решениям властей Россия смогла адаптироваться к санкционному давлению и снижению цен на нефть.
Тем не менее, очевидно, что ряд стран во главе с США под видом "борьбы за права человека", предлогами применения кибератак, химического оружия, вмешательства в выборы и прочих вымышленных "нарративов", будут и дальше продолжать оказывать финансовое и экономическое давление на Россию с целью "заставить ее заплатить". Речь идет о выдавливании российских компаний с международных рынков под различными политическими предлогами.
В более долгосрочном плане, как уже неоднократно отмечали различные эксперты, речь идет о повышении стоимости затрат для российских компаний и предприятий, в частности, в виде более высокой стоимости кредитования, а также более низких оценках реальной стоимости российских компаний с учетом геополитической неопределенности и рисков аналогичного ареста активов.
Данная ситуация отнюдь не является катастрофической для России и российской экономики в краткосрочной перспективе.
Активы всегда переходят из "слабых" рук в "сильные". В кризисных ситуациях данный процесс лишь ускоряется. В текущей ситуации слабость позиций российского бизнеса во многом вызвана его чрезмерной "прозападностью" и отсутствием реальной оценки рисков, связанных с инвестициями на территории США, недостаточно активного привлечения заемных средств не в юрисдикциях стран, применяющих санкции против России, а также ставкой на продолжение глобализации в условиях, когда определенные государства во главе с США принимают односторонние меры и отказываются от взятых на себя обязательств.
В целом необходима более активная разработка и использование механизмов привлечения заемных средств в рамках частно-государственного партнерства и соинвестирования. Одним из возможных вариантов, в частности, является активизация работы российских банков вместе с Российским фондом прямых инвестиций по привлечению инвестиций в российскую экономику.
Несмотря на очевидно грабительский и во многом антисоциальный характер приватизации в 1990-е гг. предприятий и средств производства, созданных в СССР, ставших базовыми активами для многих российских бизнесменов, а также, несмотря на то что, к сожалению, в России действительно есть олигархи, властям страны, так или иначе, придется оказать им поддержку в данной ситуации – точно так же, как власти США оказывали поддержку американским банкам, оказавшимся на грани банкротства по собственной вине в ходе финансового кризиса 2008 г.
Однако, очевидно, что финансовая помощь компаниям за счет средств налогоплательщиков не должна быть безвозмездной. Нельзя исключать варианта, что в дальнейшем российские частные компании, попавшие под санкции, будут национализированы. Кроме того, компании, получившие господдержку, не должны обладать возможностью осуществлять инвестиции в проекты на территории США, Британии и ряда других стран, власти которых прямо заявляют о возможности ареста российских активов.
Стоит отметить, что из-за боязни санкций США в финансовом секторе России сохраняются крупные банки, которые отказываются работать с государственными предприятиями или уже попавшими под санкциями российскими компаниями. Подобные компании не должны иметь доступа к государственному финансированию, поддержке и государственным проектам в России, фактически являясь представителями иностранного капитала, который, обладая полным доступом к российскому рынку, не соблюдает российских законов, предпочитая им иностранное законодательство.
Помимо разработки законодательных мер и правоприменительной практики по противодействию "мягкой силе" в СМИ и различных онлайн-медиа, как уже поступают США в отношении российских СМИ, а также разработки российского аналога CAATSA (The Countering America's Adversaries Through Sanctions Act), необходимо понимать, что долгосрочное развитие компаний с упованием на некие "незыблемые международные нормы", "правила ВТО" – без каких-либо планов действий на случай подобного грабежа под видом "защиты национальных интересов США" – в текущих условиях фактически становится преступлением перед акционерами компании.