Базирующийся в американском штате Иллинойс бизнесмен Рэнди Кулл продает дорожные знаки. Его товары пользуются спросом за рубежом, и он работает с иностранными поставщиками. Но для некоторых клиентов он должен быть на 100% местным производителем.
Для выполнения заказов Министерства транспорта США Кулл обязан использовать лишь выпущенные в Америке компоненты и документально подтвердить это. Поставщик опорных кронштейнов из Арканзаса очень доволен, а Кулл в недоумении: "Мы вроде являемся частью глобальной экономики".
Для многих покупка отечественных товаров кажется разумным и даже полезным актом. Оставшиеся рядом с домом деньги поддерживают местную экономику и помогают создавать новые рабочие места. Для администрации Дональда Трампа это источник национальной мощи. Похожие настроения становятся все более популярными и в других странах мира.
Global Trade Alert приводит 343 примера введенных с 2008 г. новых требований местного компонента (local-content requirements).
Правительства по-разному оправдывают свое вмешательство. В Аргентине, где 30% транслируемой по радио музыки должны быть местными, ограничение выставляется как пропаганда национальной культуры. В Китае закон о локализации данных объясняют соображениями национальной безопасности.
Правила о местных источниках экологически чистой энергии, наряду с субсидиями, иногда мотивируют заботой об окружающей природе.
Однако чаще всего меры по локализации направлены на увеличение рабочих мест и расширение национального бизнеса. В теории требования местного компонента позволяют избежать сбоев рынка (задержку поставок от иностранных поставщиков или невыгодное изменение курса валют).
Необходимость работать лишь с отечественными производителями снижает транспортные расходы, упрощает логистику и исключает валютные изменения, что делает производимый товар более привлекательным по цене.
В реальности эта политика не что иное, как протекционизм, который запрещен Всемирной торговой организацией. Протекционизм блокирует иностранцев, защищает местных производителей от конкуренции и не позволяет им воспользоваться преимуществом глобальных производственно-сбытовых цепочек.
Согласно оценке экспертов Института мировой экономики Петерсона протекционизм снижает глобальную торговлю примерно на $93 млрд в год.
Вместо того чтобы поддерживать сильных, эта политика продлевает жизнь слабым и неконкурентоспособным производителям. Многочисленные исследования ОЭСР и ООН не обнаружили доказательств того, что протекционизм стимулирует инновации.
В якобы успешных историях (как, например, сектор солнечных батарей в Китае) не совсем ясно, способствовали требования местного компонента достижению успеха либо инновации прекратились сразу после ухода с рынка иностранных компаний.
В секторе здравоохранения Бразилии, согласно оценке Института мировой экономики Петерсона, требования по локализации привели к замедлению внедрения нового оборудования и созданию новых лекарств.
Протекционизм привел к полному уничтожению когда-то процветающего судостроительного сектора Америки, напоминает британский журнал The Economist.
Необходимость применения местных комплектующих и материалов создает массу бюрократических препонов. Так, американские компании, которые хотят продавать транспортные средства правительственным организациям, должны соответствовать кодексу правил из 83 страниц.Не следует забывать и о серьезных финансовых потерях. В период с 2009 по 2011 гг. требование администрации Обамы покупать произведенную только в США сталь обошлось правительству в дополнительные $5,7 млрд.
Канадские ограничения на ветровые турбины привели к тому, что энергетическим компаниям Онтарио и Квебека пришлось потратить на $500 млн больше, чем если бы они купили их у иностранных компаний.
Сторонники политики "покупай отечественное" склонны думать слишком узко. Более дорогие местные товары означает, что меньше денег будет потрачено на другие местные товары и услуги.
Исследование Питера Диксона из Университета Виктория оценило краткосрочную выгоду требований местного компонента для американской экономике в 300 тыс. рабочих мест.
Cталелитейный сектор не очень много выиграет, так как на правительство приходится небольшая доля спроса. Но экономия от более дешевых вводимых объектов могла бы позволить правительству сократить налоги.
Меры по локализации часто рассматриваются изолированно. Однако, если они ведут к ответным шагам, все оказываются в проигрыше.
Так, например, мексиканские участники торговых переговоров в ответ на американские угрозы ограничить доступ мексиканских экспортеров на рынок государственных закупок заявили о возможном введении аналогичных мер.
Даже внутри соблюдающей требования местного компонента экономики возникают скрытые жертвы. Эти правила благоприятствуют лишь определенным секторам, что негативно отражается на всей экономике.
Анализируя ограничения в разных странах мира, эксперты ОЭСР обнаружили, что протекционизм снижает экспорт в секторах, в помощь которым он был введен, почти на 0,5% в Америке и еще выше в Бразилии и Индии.
Призывы "покупай только отечественное" не ведут к разумной экономической политике. Искусственно направляя деньги в одну группу, мы лишаем средств другую. Выбирая победителя в одном месте, мы получаем проигравшего в другом (возможно, совсем рядом с нашим домом).