Индекс потребительского доверия в России достиг максимального с 2015 г. уровня, сообщается в сегодняшнем отчете The Conference Board и Nielsen.
Индекс потребительского доверия в России продолжает уверенное восстановление третий период подряд. В III квартале 2019 г. его значение составило 73 пункта, что на 4 пункта выше относительно предыдущего квартала, следует из глобального исследования потребительского доверия The Conference Board, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen.
В III квартале 2019 г. все три показателя, из которых складывается индекс, улучшились. Россияне стали оптимистичнее оценивать финансовые перспективы и перспективы на рынке труда, а также оказались более готовы тратить деньги.
Индекс потребительского доверия складывается из трех показателей: оценка потребителями перспектив на рынке труда, уровень финансового благополучия и готовность тратить деньги. И в III квартале 2019 г. все три показателя улучшились. На 4 п.п. до 24% увеличилось число тех, кто с оптимизмом оценивает перспективы на рынке труда. На 4 п.п. до 24% выросло число россиян, считающих, что сейчас подходящее время тратить деньги, а 34% (+1 п.п.) ожидают "хороших" или "отличных" финансовых перспектив в ближайшие полгода.
"Значения индекса потребительского доверия в России растут третий квартал подряд, что не может не вызывать оптимизма, - комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия. - Замедление инфляции и заявления о росте располагаемых доходов привели к тому, что потребительские настроения улучшились по всем показателям, из которых складывается индекс. Россияне привыкли к новой реальности, в которой не оправдались негативные ожидания от повышения НДС и пенсионной реформы, а сезон отпусков добавил дополнительного позитива. Оптимистичная оценка перспектив будущего в том числе отразилась на рынке FMCG, где произошло небольшое оживление спроса. Но одновременно с этим не стоит забывать, что продолжает увеличиваться количество потребителей, считающих, что экономика страны находится в кризисе".
Несмотря на уверенный рост основных показателей, из которых складывается индекс, 79% россиян уверены, что страна находится в рецессии. Это на 2 п.п. больше, чем в предыдущем квартале.
В III квартале 2019 г. 79% российских потребителей сказали, что у них есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), что на 3 п.п. больше, чем в предыдущем квартале. Россияне увеличили траты на покупку новой одежды (39% опрошенных тратит на неё свободные средства, +2 п.п. относительно предыдущего квартала), отпуска (34%, +3 п.п.), выплату долгов и кредитов (32%, +1 п.п.) и формирование сбережений (29%, +1 п.п.). Однако экономить стало больше россиян — 69% по сравнению с 67% во II квартале. Потребители экономили на покупке одежды (56%, -3 п.п. по сравнению со II кварталом), развлечениях вне дома (52%, -2 п.п.), старались сократить расходы на отпуск (34%, +4 п.п.) и электроэнергию и газ (33%, +2 п.п.). Как и в предыдущем квартале каждый второй (54%) переключался на более доступные продовольственные товары. Больше всего, на 5 п.п. до 15% выросла доля тех, кто искал более выгодные предложения по ипотеке, страховке, кредитным картам и аналогичным продуктам.
В III квартале 2019 г. россияне всерьез запереживали об экономике страны, доля обеспокоенных этим вопросом выросла больше всего — на 5 п.п. до 23%. Среди других поводов для беспокойства — состояние здоровья (23%, -6 п.п.), рост цен на еду (25%, -2 п.п.) и увеличение тарифов на электроэнергию и газ (24%, +1 п.п.). Каждый десятый россиянин переживает о нарушении баланса работы и личной жизни (10%, +1 п.п.).
Основная строка расходов, на которую россияне тратят почти четверть своего месячного бюджета (23%), — жилищные вопросы (оплата аренды, ипотеки, ЖКХ и иных расходов). Следом идёт покупка одежды — 9%, транспортные расходы (оплата проезда, покупка топлива для автомобиля) — 9%, уход за детьми — 8%, а также связь (телефон, интернет, кабельное ТВ и другое) — 7%. В среднем 5% бюджета россияне стараются переводить в накопления.
Глобальный индекс потребительского доверия в III квартале 2019 г. остался на прежнем уровне — 107 пунктов. Значение индекса в Европе выросло на 1 п.п. до 88.
Исследование потребительского доверия The Conference Board® Global Consumer Confidence™ Survey в сотрудничестве с Nielsen проводится среди более чем 32 тысяч онлайн-респондентов в 64 странах мира.