Национальный долг в Пакистане вырос до $92 млрд, расходы на обслуживание долга, согласно прогнозам, достигнут 30% от федерального бюджета.
Нынешний экономический кризис в Пакистане – это политический компромисс между поддержкой экономического роста, защитой внутренних потребителей и выполнением внешних обязательств. Политическая партия Пакистана "Движение за справедливость" Имрана Хана должна найти решение, которое позволит сбалансировать эти три важные цели.
В 2017 г. экономический рост Пакистана составил 5,4%, в 2018 г. он достигнет 5,8% - самого высокого показателя за последние 13 лет. Однако этот рост был возможен за счет крупных государственных инвестиций в проекты в сфере инфраструктуры и энергетики, в том числе в китайско-пакистанском экономическом коридоре. Улучшение сферы энергетики, в частности, открывает потенциал для более высокого роста Пакистана.
Однако экспансионистская фискальная политика с узкой налоговой базой и неспособностью расширить экспорт или привлечь прямые иностранные инвестиции всегда была сопряжена с проблемами.
Мини-бюджет, который партия "Движение за справедливость" представила парламенту в прошлом месяце, предполагает, что в период кризиса вполне вероятны меры, связанные с жесткой экономией.
Эти меры, вероятно, подразумевают сокращение государственных заимствований и расходов, а также увеличение налогов и процентных ставок. Доклады Пакистана, в рамках которых предполагается пересмотреть или отложить реализацию китайско-пакистанского экономического коридора, должны стать частью программы жесткой экономии, которая уже рассматривается правительством Имрана Хана.
Официальные лица МВФ недавно провели встречу с пакистанским правительством, более того, премьер-министр Имран Хан отправился в Саудовскую Аравию в попытке получить займы. МВФ - последнее средство кредитования развивающихся стран, переживающих кризис платежного баланса.
МВФ, скорее всего, предложит финансовую поддержку стандартным, но болезненным способом проведения реформ, который подразумевает финансовую жесткую экономию, дерегулирование, приватизацию и снижение тарифов.
Стандартная помощь МВФ приведет к снижению уровня жизни, росту безработицы, сбоям в корпоративном секторе. Нынешний кризис платежного баланса вырастет до полномасштабного экономического спада, что приведет к еще большему сокращению инвестиций.
Если Пакистан решит обратиться к МВФ, правительству будет важно тесно сотрудничать с фондом и избегать политики, которая может нанести ущерб экономическому росту в стране.
Замедление экономики - это совсем не то, к чему стремится партия Имрана Хана. Молодые, образованные и бедные, скорее всего, станут первыми жертвами экономического застоя в Пакистане, они же составляют самую большую долю избирательной базы партии Хана.
В качестве приоритета Пакистан может сосредоточиться на укреплении бюджетной ситуации. Это заставит правительство принять ряд болезненных политических решений относительно уровней расходов, а также установить цели, на реализацию которых будут выделяться средства. Пакистану необходимо сократить финансирование проектов, которые не станут наиболее продуктивной частью экономики. Например, строительство морского порта может быть стратегически важным в долгосрочной перспективе, он не будет стимулировать экономику, повышать занятость или приносить достаточный доход для обслуживания государственного долга.
Пакистану необходимо поэтапно отказаться от своих неэффективных топливных субсидий, которые испытывают на себе давление от роста цен на нефть и ужесточения бюджетных ресурсов. Это означает, что партия Имрана Хана должна повысить цены на топливо – крайне непопулярный шаг среди населения. Это окажет дополнительное давление на производственные отрасли и снизит их конкурентоспособность на экспортных рынках.
Эта политика не пользуется благосклонностью среди людей и из-за ее влияния на цены предметов первой необходимости. В недавнем обзоре рекомендовалось увеличить цены на природный газ на 185%, 46% из которых было одобрено Имраном Ханом. Однако с тех пор этот процесс был отложен.
Кроме того, пакистанскому центробанку необходимо позволить рынкам определять обменный курс валюты. Как и в случае со многими валютами по всему миру, пакистанская рупия испытывает на себе давление со стороны доллара и будет падать, если не будут предприняты своевременно меры поддержки.
Бывшее правительство приняло меры, чтобы сохранить рупию выше рыночного обменного курса и сдержать потенциальные инфляционные последствия. Это подразумевало внедрение иностранной валюты на биржи. Девальвация валюты оказывает двухстороннее влияние на экономический кризис. Она помогает сократить торговый дефицит, поскольку падение валюты обычно связано с ростом экспорта и уменьшением импорта. Тем не менее рост цен на импортные товары будет способствовать дальнейшему росту инфляции в стране и росту цен.
Задолженность Китая на уровне $2 млрд непосредственно перед выборами помогла предотвратить безысходность ситуации и дала руководству партии Имрана Хана время для привлечения дополнительных ресурсов и оценки своих финансовых обязательств. Но еще до вступления в должность министр финансов Пакистана Ассад Умар предположил, что страна нуждается в кредите на сумму $12 млрд в течение шести недель. Теперь, вероятно, Пакистан может обратиться за помощью МВФ.
В этом году США и союзники поместили Пакистан в "серый список" Целевых групп финансовых действий (FAFT), что ограничивает способность страны привлекать средства на мировых финансовых рынках. Успех Пакистана в переговорах по вопросу эффективного бэйл-аута МВФ также зависит от его отношений с США.
Госсекретарь США Майк Помпео предложил, что США не будут блокировать просьбу Пакистана о бэйл-ауте МВФ. Однако мировое сообщество, включая Китай, обратилось к Пакистану с просьбой предпринять больше шагов для решения проблемы террористов, которые находят убежище на его территории.