Нефтяной сектор Канады терпит бедствие. "Черное золото" из нефтяных песков этой страны продается со скидкой $27 по отношению к американской WTI - самая большая разница в цене за последние 4 года.
Контракты на нефть марки Western Canada Select (WCS), которая является бенчмарком для нефтяных песков Альберты упали в цене до $30 за баррель. Вообще, WCS всегда торгуется с дисконтом к WTI. Это объясняется и различием в качестве самой нефти, и стоимостью расходов на транспортировку сырья из Альберты на сотни миль, однако обычно дисконт этот составляет около $10.
Сейчас ситуация в корне изменилась: дисконт составляет чуть более $25. Это максимум за последние 4 года.
Падение стоимости канадской нефти, которое мы видим сейчас, не наблюдалось многие годы.
Впрочем, для этого есть свои вполне логичные объяснения.
Во-первых, разлив и остановка работы трубопровода Keystone TransCanada в ноябре сократили поставки нефти из Канады в США, что в свою очередь привело к незначительному всплеску стоимости WTI, так как спрос на американскую нефть вырос. В самой Канаде соответственно образовался избыток, и WCS подешевела.
Железнодорожные компании в свою очередь не смогли заместить транспортировку канадской нефти. Железным дорогам очень трудно в кратчайшие сроки изменить график своей работы: есть вполне понятные ограничения как по персоналу, так и по мощностям. К тому же железнодорожные компании Канады были заняты поставками зерна, которые и так были задержаны.
Да и в целом, стоит напомнить, после обвала цен на нефть в 2014 г. перевозка железными дорогами стала нерентабельной, и транспортные компании переключились на другие товары.
Вообще, с экономической точки зрения перевозка нефти из Канады поездами выглядит абсурдной, так как стоимость ее составляет $24 за баррель. Впрочем, учитывая, насколько дешева сейчас канадская нефть, американские НПЗ все же могут себе это позволить.Безусловно, перебои поставок через Keystone являются основной причиной падения цен на WCS, но важной проблемой является также отсутствие альтернативного трубопровода, хотя в последнее время и были открыты альтернативные пути поставок нефти из Канады.
Теоретически существует несколько крупных проектов трубопроводов, но все они по-прежнему сталкиваются с препятствиями. Keystone XL, Trans Mountain Expansion и Enbridge - каждый из них мог бы отправлять нефть из Альберты, но ни один из них не будет запущен в ближайшее время. Это в свою очередь означает, что дисконт на WCS какое-то время сохранится.
Вместе с тем, текущий дисконт WCS в $27 за баррель, по подсчетам IHS Energy, приводит к убытку производителей нефти Канады в размере $20 млн в день.
Возможно, этим объясняется относительная слабость канадского доллара.
С технической точки зрения просматривается дальнейший потенциал ослабления.