Избрание Уго Чавеса на пост президента Венесуэлы в 1998 г., за которым последовал Николас Мадуро в 2013 г., ознаменовало в Венесуэле период перманентного кризиса.
За это время страна прошла через концентрацию президентской власти, захват государственных и частных институтов, постепенный контроль над прессой, неправильное руководство национальной нефтяной компанией и создание неудачного политического проекта, известного как "социализм XXI века".
81,8% семей в Венесуэле живут за чертой бедности, 1,5 млн граждан покинули страну, 78% медицинских центров страдают от нехватки лекарств, уровень инфляции может составить более 2600% в 2018 г., доходы от нефти сократились наполовину, и существует нехватка бензина. Чавес и Мадуро буквально разрушили страну.
Эти экономические проблемы повлияли на внешнеполитические отношения. Альянсы, направленные на противодействие Соединенным Штатам, начинают пожинать неприятные последствия. Официальная линия заключается в том, что правительство укрепляет стратегические отношения с такими партнерами, как Москва и Пекин, а также Тегеран. Но администрация Мадуро преувеличила силу этих связей.
Данное предпочтение во внешней политике не помогает Венесуэле, а предназначено для противостояния США в региональной политике. Например, Россия и Китай не присутствовали на неофициальном ноябрьском заседании Совета Безопасности ООН, которое планировало осудить Венесуэлу за нарушения прав человека и подрыв конституционного порядка страны. Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя стоял рядом с венесуэльским коллегой Рафаэлем Рамиресом, который осудил Вашингтон за "крестовый поход" против Каракаса.
Россия и Китай осуществляют финансовое влияние на Венесуэлу, но в отчете компании Bulltick Capital говорится о 90%-й вероятности того, что Венесуэла будет пытаться гасить свои долги и другие финансовые обязательства в этом году, что может стать проблемой для обеих стран, которые предоставили Венесуэле миллиарды долларов и заранее заплатили за нефть. "Роснефть" предоставила кредит в $6 млрд венесуэльской нефтяной компании PDVSA в начале 2017 г. и объявила в августе, что больше не планирует авансовых платежей. Россия дала Венесуэле короткий перерыв в ноябре, согласившись реструктурировать около $3 млрд в виде займов, предоставляя время Мадуро для погашения долгов перед другими кредиторами. Трижды помогавшей Венесуэле в 2017 г. России может не хватить терпения. Тем не менее кредиты Москвы венесуэльскому правительству составляют часть стратегии, которую использует "Роснефть" для достижения целей внешней политики.
Фактически Россия ведет себя как хищный кредитор, когда дело касается Каракаса. В октябре газета El Nacional сообщила, что Москва и Пекин взяли под свой контроль нефтеперерабатывающие заводы в Парагуане, "арендуя" их. Этот шаг противоречив и нарушает закон об органических углеводородах 2006 г., по иронии судьбы принятый Чавесом. Согласно законодательству Венесуэлы только государственные компании, зарегистрированные в Национальном реестре подрядчиков, могут работать в государстве.
Торговля с Россией увеличилась с 2005 г., но Москве не нужно, чтобы венесуэльская нефть и торговля с Бразилией имели более высокий приоритет. К 2008 г. между двумя странами возникла большая асимметрия в торговых дисбалансах. Венесуэла импортировала из России товара на сумму $967,4 млн, в основном это были закупки вооружения, при этом экспортировав товара в Россию на сумму $320 тыс. После 2006 г., когда Соединенные Штаты отказались продавать американские военные технологии Каракасу, Россия стала основным поставщиком товара в кредит.
Москва поддерживает военные отношения с Каракасом в основном по геополитическим, пропагандистским и символическим причинам. Венесуэла поддержала вторжение России в Грузию в 2008 г. и пригласила российский военный корабль "Петр Великий" для участия в совместных учениях в Карибском бассейне. В 2016 г. в Организации Объединенных Наций Венесуэла проголосовала за поддержку России против резолюции о прекращении огня в Алеппо.
В феврале 2017 г. министр иностранных дел Венесуэлы Дели Родригес назвал Россию глобальным игроком, который поддерживает глобальную стабильность, и поддержал роль Москвы в противостоянии международным вызовам. В свою очередь министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что российско-венесуэльские отношения "растут". А через несколько месяцев было озвучено соглашение, согласно которому Россия поставит Венесуэле 60 тыс. тонн пшеницы в месяц, хотя то же самое можно было бы получить по более низкой цене из Аргентины.
Венесуэла пытается удовлетворить своих благотворителей и снизить зависимость от американского нефтяного рынка. В 2001 г. визит Цзян Цзэминя в Венесуэлу и визит Чавеса в Пекин в 2002 г. ознаменовали начало дипломатической стратегии для Каракаса в Азии. С тех пор китайская торговля с Венесуэлой значительно возросла. В 2014 г. Китай стал вторым по величине торговым партнером страны с более чем $15,7 млрд оборотом в торговле. С тех пор Китай сменил Россию, долгое время считавшуюся ключевым военным союзником Венесуэлы, став главным поставщиком вооружения и военной техники. Китай предлагает более совершенные технологии и обеспечивает лучшее обслуживание и поставку запасных частей. В то же время Венесуэла выступает против осуждения Китая за нарушения прав человека и поддерживает Пекин в поисках альтернатив глобального использования доллара.
Хотя Китай предоставил Венесуэле более $60 млрд, он недавно приостановил предоставление дополнительных кредитов Каракасу. Китайская компания Sinopec, нефтяной и газовый конгломерат, подала в суд на национальную нефтяную компанию PDVSA в Венесуэле в декабре, поскольку она не получила полных платежей за свои поставки. Китайские компании также потеряли интерес к инвестированию в Венесуэлу из-за высокого уровня коррупции.
Венесуэла также имеет широкие связи с Ираном. Иранская революционная идеология в 1980-х гг. находилась под влиянием латиноамериканской левацкой доктрины, и две страны нашли консенсус вокруг "антиимпериалистической" оси. С 2001 г. обе страны достигли более 340 соглашений в области технологий, здравоохранения, промышленности, инфраструктуры, культуры, обороны и жилья. Тем не менее подавляющее большинство этих соглашений не было реализовано.
Совместное предприятие в 2006 г., созданное Чавесом и бывшим президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом, по строительству автомобилей в значительной степени не увенчалось успехом. Еще одно совместное предприятие по производству кукурузной муки боролось с низкой производительностью, несмотря на высокий спрос на этот продукт в Венесуэле. К 2014 г. Иран отменил проект по нефтехимическому производству в Венесуэле. Бывший заместитель министра нефти Ирана признал, что создание офисов Национальной иранской нефтяной компании в Венесуэле не имеет экономического оправдания, а скорее служит политическим целям.
В свою очередь Венесуэла была одной из немногих стран, которые выступали против усилий Международного агентства по атомной энергии представить иранскую ядерную программу в Совет Безопасности ООН в 2006 г. Венесуэла поддержала Иран в критике Израиля, а в январе этого года прекратила дипломатические отношения в ответ на израильское наступление в секторе Газа. В ноябре 2007 г. на третьем саммите ОПЕК Чавес попытался убедить членов преобразоваться в более активную геополитическую группу, которая поддерживала бы Иран, но Саудовская Аравия выступила против этого предложения.
Военные отношения между Ираном и Венесуэлой под вопросом. Некоторые обвинили Иран в поставке ракетных систем средней дальности в Венесуэлу, но генерал Дуглас Фрейзер, бывший глава Южного командования США, опроверг иранское военное присутствие в Венесуэле. Тем не менее некоторые официальные лица оказывали помощь Ирану и "Хезболле". В 2013 г. государственная венесуэльская оружейная компания CAVIM была санкционирована за торговлю с Ираном. В 2008 г. торговля между двумя странами составляла приблизительно $57 млн.
Для Ирана, Китая и России Венесуэла - это небольшой и отдаленный приоритет. Ценность страны заключается в том, что она ослабляет влияние Соединенных Штатов в регионе, но венесуэльский хаотический экономический кризис сводит отношения с Россией, Ираном и Китаем на нет. Несбалансированные отношения показывают, что Венесуэла является всего лишь пешкой для легитимизации политики этих стран на мировой арене, а не для того, чтобы продвигать собственную повестку.