Минфин ожидает в конце июля увидеть дефляцию. Насколько реальны такие прогнозы, и что на самом деле происходит с ценами?
Заместитель министра финансов РФ Владимир Колычев, отвечая на вопрос об ожидаемой инфляции в июле, ответил, что цифра составит 4,3%. При этом он отметил, что в конце месяца ожидается дефляция.
"У нас просто сезонность сдвинулась в связи с погодными условиями. Та дефляция плодовоовощных, которая обычно бывает летом, чуть сдвинулась, но она также ожидается до конца года", - сказал он.
Плодоовощная дефляция обычно связана с новым урожаем, и многие продукты летом действительно дешевеют, однако есть вероятность, что урожай в этом году будет не самым хорошим ввиду аномальной погоды.
Но дело даже не в этом, а в том, как финансовые власти считают инфляцию. Мы уже не раз обращались к опросу, проведенному по заказу ЦБ, в котором население оценивает инфляцию намного выше, а рост цен на отдельные продукты и вовсе исчисляется десятками процентов.
Дорожают и услуги. Так, например, реальный пример, когда поступление ребенка в частную школу обходится на 12% дороже, чем в прошлом. Тарифы многих естественных монополий по-прежнему повышаются на уровень выше инфляции.
При этом власти почему-то забывают о том, что рубль уже довольно сильно ослаб и, если в начале года укрепление рубля помогало снижению инфляции, то сейчас его ослабление окажет повышательное давление на цены.
Между прочим, о влиянии курса говорил и сам господин Колычев. В одном из весенних интервью, он подчеркнул, что выход на целевой показатель в 4% в первом полугодии возможен при удачном стечении обстоятельств. "При сохранении тех параметров, которые сейчас есть на рынке труда и при сохранении влияния курсового, которое было положительным", - говорил замминистра.
Отметим, что 33-летний Владимир Колычев, как и глава Минэка Максим Орешкин пришел в Минфин из "ВТБ Капитала". По информации, которая обсуждается в деловых кругах, именно Колычев принимает активное участие в составлении стратегии экономического развития страны.
В этой связи стоит отметить, что в начале июля Госдума одобрила в первом чтении законопроект о новой редакции бюджетных правил. С их помощью Минфин обещает избавить бюджет от нефтяной зависимости.
Новые бюджетные правила представляют собой поправки к Бюджетному кодексу. Их смысл примерно такой же, как и раньше: ограничить расходы бюджета, привязав их к консервативному прогнозу цены нефти. Базовой ценой отсечения Минфин назначил $40 за баррель Urals в ценах 2017 года с дальнейшей ежегодной индексацией на 2%, то есть на уровень инфляции в США.
Так вот, Владимир Колычев, который и представлял законопроект Госдуме, заявил следующее: "каждый серьезный экономический кризис за последние 50 лет был связан с динамикой цен на нефть, пора оставить эту страницу истории позади".
Понятно, что для Минфина приоритетом является стабильность бюджета, но о каком снижении влияния цен на нефть на российскую экономику можно говорить, если для этого предлагается ограничить расходы бюджета. Для того, чтобы слезть с нефтяной иглы, нужно стимулировать рост несырьевой части экономики, а для этого по мнению экономистов неплохо было бы как раз увеличить госрасходы, проконтролировать адресность их поступлений, тогда можно говорить о придании экономике импульса, позволяющего снизить зависимость от нефти.
Конечно, это не панацея, и работать над модернизацией экономики нужно по всем фронтам, но сокращение расходов вкупе с высокой ставкой по кредитам вряд ли является подспорьем для уверенного экономического роста.