Щедрые расходы правящей элиты и откровенное кумовство в государственных компаниях - лишь две из многих причин, почему иранцы возмущены разгулом коррупции в разгар глубокого экономического кризиса.
Уровень народного гнева достиг такой высокой точки, что руководству Исламской Республики пришлось на это реагировать.
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи призвал к "немедленным и справедливым" действиям против "экономической коррупции". Судебная власть услышала призыв и прокуроры уже готовят обвинения "десяткам бизнесменам" за "экономические сбои".
Государственные чиновники также не застрахованы от этих расследований. В начале августа генеральный прокурор страны Мохаммад Джафар Монтазери заявил, что "любой чиновник, от генерального директора до заместителя министра", будет отвечать за свои поступки. Вскоре был арестован первый заместитель председателя Центрального банка Ирана.
Минареты мечетей и баллистические ракеты, древнейший тегеранский базар и медицинский туризм по-восточному с пересадкой костей прямо рядом с пляжем, толпы паломников в мавзолей аятоллы Хомейни и чудесные исцеления инвалидов - все это Персия.
Очевидно, что крестовый поход против коррупции является попыткой убедить общественность в том, что существующие антикоррупционные законы эффективны и они будут применяться в полную силу, пишет в Al Monitor иранский экономист и политолог Эсфандьяр Батманхелидж.Правовые рамки борьбы с коррупцией сформулированы в Исламском уголовном кодексе и законе "О наказании лиц, совершивших взяточничество, растрату и мошенничество", который также запрещает торговлю влиянием, присвоение чужих средств, отмывание денег и ряд других экономических преступлений. Иран также в 2009 г. ратифицировал Конвенцию ООН против коррупции.
Но большинство этих законов направлены на сдерживание преступлений отдельных лиц. Основной же проблемой является способствующая коррупции общая среда. Другими словами, для достижения успеха в борьбе с коррупцией необходимо не только наказывать коррупционеров, но менять экономические взаимоотношения.
На склонность людей к коррупции влияют также культурные факторы. На воспитание руководителей нового формата, работа которых будет основана на транспарентности и подотчетности (в Иране этот процесс называется "культурным строительством") потребуется достаточно много времени. Для достижения ощутимых результатов в краткосрочной перспективе правительству, по мнению экспертов, необходимо сосредоточить внимание на закрытии возможностей для коррупции.
Настораживает то, что по мере углубления экономического кризиса коррупция в Иране становится все более масштабной и хищнической.
Примером может служить поведение государственных нефтехимических компаний в условиях валютного кризиса. В связи с острым дефицитом твердой валюты Центральный банк и министерство нефти поручили нефтехимическим компаниям, одним из крупнейших экспортеров страны, максимально быстро продавать свои доходы в твердой валюте на недавно созданном централизованном валютном рынке (NIMA). Но многие компании отказываются это делают, искусственно затягивая перевод валюты ради получения выгоды от ускоряющейся девальвации.
Вместо того чтобы продавать иностранную валюту по более низкому официальному обменному курсу, они продают часть своих поступлений в твердой валюте по гораздо более высокому курсу на открытом рынке, что явно противоречит экономическим интересам Ирана. Таким образом, руководство нефтехимических компаний, которые фактически являются государственными служащими, не помогают стране, а наносят ей серьезный экономический урон.
На прошлой неделе министр нефти Биджан Зангане пригрозил уволить директоров нефтехимических компаний, которые не выполняют требования правительства. Но ущерб уже нанесен.
Чтобы вернуть экономику Ирана в нормальное состояние, выборные органы - президент и парламент - должны разработать антикоррупционную кампанию, которая бы ставила закон выше судебного крестового похода.
В связи с тем, что в Иране сегодня нет верховенства права, отсутствует независимый аудит государственных финансов, нет четких механизмов подачи жалоб и отсутствует эффективное и объективное расследование, остро необходима законодательная реформа.
Но помимо законов, криминализирующих коррупционную практику, законодательная реформа должна уделить внимание укреплению финансовой транспарентности, ограничению срока полномочий государственных служащих в частном секторе, преодолению конфликта интересов, регулированию каналов государственных закупок и предотвращению использования инсайдерской информации.
Большие надежды также возлагаются на имплементацию правовых реформ, сформулированных в подержанном Тегераном плане действий Международной организации по противодействию отмыванию преступных доходов (FATF).