Худшие опасения многих экономистов подтвердились. После последнего заседания ЕЦБ 25 июля уходящий президент Марио Драги дал понять, что якобы безвредный целевой показатель инфляции в 1,9% откроет новый этап экспансионистской денежно-кредитной политики в течение следующих нескольких лет. Она выйдет далеко за рамки мер стимулирования ЕЦБ, которые реализуются сегодня, и создаст дополнительные риски для европейской экономики.
Маастрихтский договор назначил ЕЦБ единственную, не подлежащую обсуждению цель – поддерживать стабильные цены. Если это понимать буквально, это означает нулевой уровень инфляции, что явно отличается от мандата, выданного другим центробанкам. Однако введение евро обернулось падением процентных ставок в южной Европе, инфляционным пузырем, из-за которого в ряде стран годовой рост цен составил 2%. Совет управляющих ЕЦБ тогда утверждал, что сложно достичь цель по поддержанию стабильности цен. Также он указал на ряд ошибок в измерении, которые усложняют выработку необходимой политики. Власти заявили, что согласны на инфляцию на отметке 2%.
Совету управляющих не понравилась ограничительная денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции. Она практически не влияла на риск снижения конкурентоспособности в некоторых странах и не могла бы замедлить стагнацию в таких странах, как Германия.
Затем наступил кризис евро. С падением инфляции допустимый верхний уровень инфляции стал целью ЕЦБ.
Сейчас, в конце своего срока полномочий, Драги пытается связать свою преемницу Кристин Лагард с решением Совета, которое заставит ее стремиться к инфляции в 1,9%. ЕЦБ попытается достичь этого показателя с течением времени, компенсируя будущие темпы инфляции выше среднего и ниже среднего в последние годы.
В попытке оправдать новый этап экспансионистской денежно-кредитной политики ЕЦБ, Драги не раз ссылался на быстро ухудшающуюся ситуацию в производственном секторе Европы. Он хочет, чтобы денежно-кредитная политика поддержала финансовую политику, которая необходима, чтобы оживить европейскую экономику.
Вероятно, Драги сосредоточился на Германии, чей производственный сектор находится в состоянии рецессии с лета 2018 года. Плохие экономические показатели ухудшились еще больше, когда был опубликован индекс делового климата ifo в тот день, когда Драги объявил о новой политике ЕЦБ. Похоже, лучшие дни немецкой промышленности позади. Надвигающийся Brexit, предстоящее введение президентом США Трампом тарифов на европейские товары, новая директива ЕС о выбросах CO 2 увеличат затраты для немецкой и европейской промышленности.
Но денежно-кредитная и фискальная экспансия в еврозоне не помогут многим фирмам-производителям, ведущим большую часть своего бизнеса по всему миру. Более того, в еврозоне высок внутренний спрос. В большинстве стран процветает строительство, растет спрос на услуги, увеличивается зарплата, отметил Драги. Введение дополнительных мер стимулирования создаст дополнительные издержки, это еще больше осложнит жизнь фирмам, сталкивающимся с жесткой международной конкуренцией на потребительских рынках и с внутренней конкуренцией на рынках труда.
Драги пожаловался, что переход от повышения заработной платы к ценам был недостаточным. Но если усилить давление на заработную плату и расширить число компаний, проходящих через этот процесс, глобальная конкурентоспособность производственного сектора упала бы. Нельзя приводить слабость немецкого производства в качестве аргумента для ослабления денежно-кредитной политики. Подобная политика будет стимулировать отрасли, конкурирующие с производством: строительство и правительство.
Правда, промышленность должна вводить новшества, поддерживая свою конкурентоспособность, особенно в неспокойные экономические времена. Но для этого нужны меры, которые выходят далеко за рамки политических инструментов, которые предпочитают кейнсианцы, населяющие центробанки и международные институты. Европе нужна структурная политика, которая освободит рыночные силы, а не продолжит поддерживать зомби, финансировать новый пузырь на рынке жилья и долги правительственного сектора, выдавая все более дешевые кредиты. Эти сектора не будут способствовать устойчивому экономическому росту континента.
Неясно, где ЕЦБ найдет средства для новой битвы, в которой он намерен принять участие. За последние 4 года он увеличил денежную массу с 1,2 трлн евро (1,1 трлн фунтов) до 3,2 трлн евро. ЕЦБ приобрел ценные бумаги на сумму 2,6 трлн евро, в том числе 2,1 трлн еврооблигаций государственного сектора. Эта политика противоречит статье 123 договора о функционировании ЕС. Процентные ставки сейчас нулевые или отрицательные. Все это очень напоминает авантюру. Если ЕЦБ захочет пойти дальше, экономическая система Европы станет более слабой и менее устойчивой.