Сбербанк и еще ряд российских банков накануне вечером столкнулись с серией DDoS-атак. Как Центробанк обеспечивает кибербезопасность банковской системы и как это связано с доступностью финансовых услуг для населения, рассказал в интервью Алексею Бобровскому первый зампред ЦБ Сергей Швецов.
Вопрос кибербезопасности больше связан с доступностью финансовых услуг, чем кажется, поскольку DDoS-атаки призваны заблокировать каналы доступа клиентов к сервисам финансовых организаций, отметил Сергей Швецов.
"Центральный банк уделяет большое внимание развитию цифровых технологий, и обратная сторона медали, то есть той эффективности, которую дают нам цифровые технологии, является киберуязвимость", - сказал он, подчеркнув, что вопросу кибербезопасности уделяется большое внимание.
"У нас есть ситуационный центр, который собирает всю информацию, координирует действия кредитных организаций, там есть методологическое направление, которое помогает кредитным организациям, готовится к такого рода явлениям и их отражает", - заявил первый зампред ЦБ.
По данным Банка России, все DDoS-атаки были успешно отражены и существенных сбоев в предоставлении услуг и доступе клиентов к сервисам не возникло.
"Но оборона познается в войне, это хороший тест на защищенность наших кредитных организаций, который был успешно пройден", - считает Швецов.
Вопросами кибератак занимаются как сами кредитные организации, так и Банк России, рассказал Швецов. По его словам, Сбербанк достаточно успешен в противодействии киберугрозам, однако нельзя сказать, что вся банковская система страны столь же надежна защищена. Поэтому важна роль ЦБ, который определяет минимальные стандарты и минимальные уровни защиты для кредитных организаций, использующих цифровые технологии, а также проверяет, насколько этих норм придерживаются банки.
"Если говорить откровенно, DDoS-атакам подвергаются ежедневно все банки, просто столь масштабная атака была предпринята (9 ноября - прим. ред.) на пять кредитных организаций. Каких-то критических перебоев в работе сервисов не осуществлено", - заявил первый зампред ЦБ.
Доступность финансовых услуг Банк России измеряет доступность финансовых услуг по четырем параметрам: физическая, ценовая и ментальная доступность, а также ассортимент. Кредитные организации активно переходят к цифровым технологиям, тем самым повышая физическую доступность. При наличии интернета клиент может воспользоваться сервисами банков вне зависимости от того, где он находится.
"Для этого, правда, необходимо завершить проект, который ведет Минкомсвязи, - проект ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации), который позволит человеку без физического контакта открывать счета в любой организации, получать сервисы", - сказал Швецов.
Физическое присутствие клиента при этом необходимо лишь однажды, впоследствии контакты с другими участниками физического рынка могут проходить без физического присутствия.
По словам Швецова, этот проект существенно расширит доступ, и люди смогут осуществлять выбор не только исходя из географии присутствия финансовой организации, но и по другим параметрам: цена, качество услуг и т. д.
"Что касается ассортиментной доступности, здесь ситуация более сложная, это касается и финансовой грамотности, и потребностей наших граждан, - сказал он. - Финансовый рынок чем-то напоминает аптеку: в зависимости от ваших потребностей вы должны выбирать лекарство, в зависимости от финансовых возможностей или потребностей вам нужно выбирать финансовые инструменты".
"Повышая финансовую грамотность, мы не только учим использовать финансовые инструменты, но и идентифицировать потребности, которые человек может удовлетворять с помощью финансовых инструментов. Поэтому эти два направления будут расти одновременно: финансовая грамотность населения и ассортиментное предложение", - рассказал первый зампред ЦБ.
Так, у поколения Y нет проблем с использованием гаджетов. Согласно прогнозу через 10 лет около 80% людей будут иметь цифровые устройства. По мнению Швецова, это произойдет значительно раньше, и, "возможно, это будут уже не гаджеты, а какое-то другое устройство".
Однако поколение X не всегда готово пользоваться цифровыми технологиями. "Здесь есть два варианта: вести разъяснительную работу и пытаться как-то прививать им тягу к использованию гаджетов, но и - как альтернатива - сохранять классические инструменты", - сказал Швецов.
В связи с этим ЦБ следит за тем, чтобы физическое присутствие кредитных и страховых организаций сохранялось на уровне, достаточном для удовлетворения потребностей населения.
Что касается ценовой доступности, ЦБ наблюдает резкое сокращение продаж полисов КАСКО.
"КАСКО недоступен на сегодняшний день, это примерно треть от стоимости автомобиля, если не пользоваться франшизой, но за счет франшизы можно снизить стоимость этого продукта, и он будет доступен", - заявил Швецов.
На доступность кредитов и депозитов больше влияет денежно-кредитная политика Банка России, который управляет краткосрочными ставками денежного рынка и в значительной степени определяет ставки по депозитам и ставки по кредитам населению.
ЦБ: отток капитала из России резко сократился АСВ отлучат от санации банков В России активизировались DDoS-атаки на банки "Но есть, кроме этого, и факторы, связанные с риском, потому что в стадии экономического цикла, которая порождает снижение экономической активности, рост безработица, кредитоспособность населения падает, и банки закладывают бОльшую процентную ставку на покрытие потенциальных рисков, - заявил Швецов. - В этом случае население меньше склонно занимать и больше склонно сберегать, поэтому процентная ставка регулирует склонность населения к сбережению и к накоплению".
По словам Швецова, сейчас со снижением инфляции будут снижаться номинальные ставки, и ЦБ прогнозирует рост спроса на кредитные продукты и некоторое снижение спроса на депозитные продукты.
"Это абсолютно нормально, но для того, чтобы стоимость продуктов была правильной, должна быть правильная конкуренция, поэтому здесь очень важно снижать и себестоимость, и поддерживать конкурентную среду", - отметил он.