В отдельных странах продукты питания могут дорожать, но в целом по миру цены снижаются. Это хорошо для потребителей, но для всех остальных подобное означает катастрофу.
Стоимость водных ресурсов для фермеров растет, дорожает рабочая сила, становится дороже топливо, а вся цепочка от производителя до магазина еще должна получить прибыль.
Сделать это, когда спрос снижается, достаточно сложно.
В 2016 г. удар по ценам был особенно сильным, особенно на фоне падения потребления в Китае из-за сильного доллара и слабеющей экономики КНР.
Эта ситуация привела к массовым излишкам по нескольким группам товаров у основных поставщиков, в том числе в США. Вообще американский рынок продуктов, учитывая размер экономики и соответствующий спрос, часто используется в качестве глобального индикатора. По регионам планеты ситуация может различаться сильно, но мировые тенденции в целом повторяют происходящее в США.
Если посмотреть на цены, то почти все группы продуктов дешевеют в годовом сопоставлении.
Белковые продукты, которые составляют почти 20% в корзине типичного потребителя, в 2016 г. подешевели сразу на 8%.
Самое интересное, что производители яиц в прошлом году создали тонны избыточных мощностей на фоне вспышки птичьего гриппа в США.
Свежие фрукты и овощи более стабильны, поскольку потребление в США меньше зависит от экспортного рынка.
Но наиболее стабильными остаются цены на алкоголь.
Если рассматривать влияние низких цен на США, то самыми пострадавшими от этого явления стали сами фермеры. Ситуация очень похожа на кризис на рынке недвижимости: фермеры привлекали кредиты под залог земли, а когда стоимость продуктов питания начала снижаться и им нечем было платить по кредитам, оказалось, что и стоимости земли недостаточно для выплаты долга.
По некоторым товарам, например по молоку, цены упали так сильно, что фермеры продают миллионы литров по демпинговым ценам. При этом Минсельхоз США предоставил $20 млн для поддержки производителей сыра.
Цепочка потерь быстро распространяется на другие элементы: бакалеи вынуждены снижать расходы, чтобы сохранить хотя бы небольшую рентабельность. Но дальнейшая дефляция приведет к тому, что работать будет просто невыгодно. Грубо говоря, цены падают так быстро, что им приходится дополнительно снижать ценники на полках, потому что новая партия товара пришла уже по более низкой цене.
Если магазины не будут придерживаться этой тактики, то они не будут конкурентоспособными. По крайней мере шесть национальных розничных продавцов продуктов питания, в том числе Costco Wholesale Corp. и Whole Foods Market Inc., и четыре из пяти крупнейших публичных дистрибьюторов продуктов питания, в том числе Sysco Corp. и US Foods Holding Corp., сообщили о том, что пострадали в последнем квартала из-за продуктовой дефляции.
Аналитики отмечают, что не могут вспомнить другого такого периода, когда крупные розничные сети выделяли дефляцию в качестве главной проблемы.