Николя Мор, президент "АвтоВАЗа", рассказал в интервью Алексею Бобровскому о перспективах завода на российском и внешних рынках, а также о первоочередных задачах нового руководства и факторах, влияющих на рост авторынка.
Изменения в работе "АвтоВАЗ" - российская компания, производящая российские автомобили преимущественно для российского рынка, но и на экспорт. Компанией управляют российские люди на среднем и низком уровнях.
Во-первых, приоритетом в работе станет объединение сотрудников в одну команду. Сделаем акцент не на бизнесе, а на командной работе. Это будет залогом успеха работы компании. Мы сделаем все, чтобы наши клиенты были удовлетворены нашей работой и качеством выпускаемых автомобилей.
Во-вторых, необходимо вести диалог как с сотрудниками завода, так и с профсоюзами. Кроме того, необходимо внимательно прислушиваться к мнению дилеров и поставщиков.
Основной задачей станет усилить бренд "Лада" и продавать качественные автомобили для прекрасных российских клиентов.
Выровнять прибыль - повысить качество "АвтоВАЗ" - это не только градообразующее предприятие в Тольятти, но и сборочное производство в Ижевске. Компания обладает большими технологиями, чем имеющиеся на заводе. В настоящее время важно, чтобы поступательно и не за один раз вводить технологии и стандарты качества концерна "Рено-Ниссан". Важно , чтобы эти изменения вводились на всех уровнях. Мы производим автомобили трех брендов: "Рено", "Ниссан" и "Датсун". Для нас нет никакой разницы, как мы управляем качеством. Все эти стандарты мы стремимся применять и в отношении "Лады".
Важно максимально оперативно реагировать на изменения рынка. Важно выполнить эту задачу не только внутри компании, но и в отношении с 340 дилерами и 20 экспортными рынками. Я убежден, что необходимо подготовить компанию к применению более сложных технологий, которые появятся в будущем и появятся внутри компании и у дилеров.
Социальная ответственность "АвтоВАЗ" - главный работодатель в Тольятти, это 17-й город по величине в России и 2-й в регионе. Наш долг - заботиться о населении и городе. Речь идет о глобальном автомобильном кластере. В настоящее время ситуация спокойная, с февраля завод работает на 4-дневной рабочей неделе. Вероятно, в середине августа этот период завершится. В зависимости от спроса будет понятно. В июле мы повысили заработную плату на 6%. Хочется увеличить зарплату больше, мы, вероятно, вернемся к этому вопросу в следующем году. Мы должны заботиться о доходах семей наших сотрудников.
Правительство России и региональные власти оказывают поддержку предприятию, в частности правительство платит за каждый 5-й рабочий день.
Акционеры Основными акционерами является концерн "Рено - Ниссан" и Ростех. Концерн "Рено - Ниссан" обеспечивает технологии и производство в Ижевске и Тольятти, "Ростехнологии" скорее работают на перспективу в тесной связи с российским правительством, которое продолжает нас поддерживать. На собрании акционеров и совете директоров 23 июня были приняты шаги, для того чтобы вернуть доходность на предприятие.
Поддержка В настоящее время завод работает на основе 166-го закона, кроме того, у нас есть поддержка по программам утилизации и treid-in. Это позволяет участвовать в обновлении автопарка страны. Кроме того, мы надеемся получить поддержку по программе экспорта. Речь идет не только о новых автомобилях, но и машинокомплектах. Такая программа позволит сбалансировать продажи не только на внутреннем рынке, но и на экспорт. Нужно учитывать удаленность Тольятти от перспективных рынков. Если нам удастся сократить расходы на транспортировку, то это позволит повысить конкурентоспособность продукции.
В настоящее время обсуждается программа локализации поставщиков. Есть поставщики первого и второго уровней. Мы заинтересованы в повышении локализации на каждом уровне. Если мы сможем покупать большую часть запчастей в рублях, это повысит нашу безубыточность.
Рост рынка Макроэкономические факторы крайне важны для роста рынка и продаж, есть санкции, курс рубля к доллару и евро. Эти параметры влияют на рост ВВП и оказывают влияние на покупательную способность россиян. Как только все эти факторы успокоятся, мы достигнем роста. Мы надеемся, что 2016 год станет некоторым перевалочным пунктом, 2017 — будет наблюдаться некоторый рост, и гораздо больший рост будет в 2018 году. Если это произойдет раньше, то тем будет лучше. Я готов сделать все от меня зависящее, мы приспосабливаемся к потребностям рынка. Мы имеем возможность сокращать бюджеты и двигать рынок, когда это нам выгодно. Нам выгодно, когда покупают новые автомобили, а не с пробегом. Мы готовы стимулировать использовать не общественный транспорт, а личные автомобили. Кроме того, необходимо решить вопрос с локализацией производства запасных частей, ведь именно на них падает наибольшая стоимость. Наш приоритет - сократить стоимость закупок и поставлять автомобили по более доступным ценам на российский рынок.
Внешние факторы Я очень тесно связан с британцами, я удивлен их решению выйти из ЕС. Я убежден, что Британия найдет способ взаимодействия с ЕС. Я не вижу, как они могут находиться вне общего рынка. Таким образом, им стоит найти новые способы взаимодействия, как Норвегия или Швейцария, а также другие страны, которые не являются членами ЕС.
Мы стараемся изучать любые плюсы, которые могут вытекать из макроэкономических факторов. Если мы будем иметь дело с ВВП, то мы будем иметь дело со снижением процентной ставки. Понижение процентной ставки поможет нам сэкономить, закупки будут дешевле. Если этот процесс продолжается, он окажет положительное влияние и на потребление.
В некоторых странах СНГ, таких как Казахстан, меняется система налогообложения. Появился налог на утилизацию, мы стараемся приспособиться к этому. Мы выбрали модели, которые собираются в Казахстане из машинокомплектов. Таким образом, мы сами движем экономику вперед. Все в наших силах, чтобы приспособить нашу стратегию к реалиям рынка и развитию экономики. Пример Сирии или Ирака - я убежден, что эти рынки перспективны для "АвтоВАЗа" и окажут положительное влияние на имидж России в этих странах. Куба - прекрасный потенциальный рынок, в настоящее время там эксплуатируется более 100 тысяч автомобилей "Лада".
50 лет Статус лидера советской промышленности "АвтоВАЗу" необходимо сохранить. У него потенциал производства - около 1 миллиона автомобилей в год. Автомобиль - это символ свободы, значит, вы можете распоряжаться своим временем. Важно видеть положительные аспекты из прошлого и связать их с настоящими перспективами компании, это позволит построить блестящее будущее компании.
На Московском автосалоне в конце августе будет представлен наш стенд, он будет огромным. Мы делаем акцент на инновациях и перспективных моделях, которые появятся в будущем.