В прошлом ноябре в Индии, через два дня после поражения правящей партии на местных выборах в штате Бихар, правительство неожиданно открыло дюжину новых секторов экономики для прямых иностранных инвестиций (FDI). Один воодушевленный высокопоставленный чиновник тогда назвал это "самым новаторским и радикальным изменением в режиме FDI в истории страны".
20 июня, через два дня после того, как глава Центрального банка Индии Рагурам Раджан неожиданно объявил об отставке, правительство смягчило неловкую ситуацию еще одним реверансом в сторону FDI.
Небольшой пакет послаблений, включающий незначительное снижение барьеров в тех же секторах, сделал Индию "самой открытой экономикой в мире для прямых иностранных инвестиций", заметили в офисе премьер-министра Нарендра Моди
Явное преувеличение трудно назвать неожиданным для правительства, которое пытается выставить себя как самое либеральное и реформистское. Однако реальные действия не очень совпадают с его громкими лозунгами, среди которых "Стартап Индия", "Нас не остановят любые преграды", "Минимум правительства - максимум управления".
Через два года после оглушительной победы на всеобщих выборах и полного разлада в рядах оппозиции предложенный Моди план грандиозных реформ должен был сегодня уже активно претворяться в жизнь. Вместо этого, как и в случае с предыдущими премьер-министрами, его плохо сфокусированные инициативы столкнулись с бюрократической машиной Индии.
Справедливости ради следует признать, что большая часть того, что все же сделано, полезно. Коррупция снижена как минимум на министерском уровне. Был принят чрезвычайно важный закон о банкротстве. Тем не менее все приводимые доказательства того, что команда Моди лучше управляет экономикой, также указывают на несильное желание проводить глубинную перестройку, уверен британский журнал The Economist.
Пессимисты называют уход Раджана еще одним подтверждением дальнейшего уменьшения амбиций. В конце концов, как бывший главный экономист МВФ он являлся активным сторонником структурных реформ. С другой стороны, в центральном банке он в основном занимался снижением инфляции. Некоторые наблюдатели полагают, что Раджана выжили из-за его привычки открыто высказывать свою позицию, которая порой не совпадала с линией правительства.
Благодаря низким ценам на нефть и осторожной фискальной политике, а также, возможно, сомнительной статистике, экономика Индии увеличилась в I квартале 2016 г. на 7,9% по сравнению с прошлым годом. Это самый высокий показатель среди крупных экономик, причем министры настаивают, что реально еще больше увеличить темпы.
Однако добиться этого будет не так-то просто. Государственные банки Индии, имеющие до 70% активов банковского сектора, буквально задыхаются от "плохих" долгов. Согласно оценке центрального банка на безнадежные займы приходится примерно 17,7% от кредитного портфеля всех банков.
Зарвавшаяся бюрократия - другой серьезный тормоз. Невероятная волокита и плохая инфраструктура стали главными причинами того, почему Индия заняла 130-е место (из 189 стран) в недавнем рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса.
Так, например, для того чтобы получить разрешение на строительство обычного склада в Мумбаи, необходимо выполнить 40 обязательных пунктов и потратить 25% от его стоимости по сравнению с 2% в богатых странах. В итоге для полного утверждения контракта необходимо в среднем 1420 дней.
Если бизнес не в силах эффективно работать, то что говорить о политиках, даже самых амбициозных, которые пытаются создать как можно больше новых рабочих мест. Каждый месяц на рынок труда приходит дополнительно 1,1 млн индийцев, большая часть которых в итоге оказывается в неформальных секторах экономики, где сегодня работают девять из десяти граждан. Как результат, в стране с населением в 1,2 млрд человек официальных налогоплательщиков не более 49 млн человек.
Буксующая программа приватизации - другая проблема Индии. Помимо контроля над большей частью банков и страховых компаний государство является собственником авиакомпаний, гостиниц, энергетических фирм и даже производителей кинофильмов. Министры управляют секторами экономики, вместо того чтобы их регулировать.
Характерным примером может служить случай, когда на одном из недавних публичных мероприятий министра телекоммуникаций Индии спросили, почему высокоскоростной интернет, находящийся в государственных руках, слишком медленно работает. Министр пообещал изучить проблему. Было бы намного лучше, если бы этот вопрос решал не чиновник, а частный сектор.