InvestFuture

Магомедов: группа "Сумма" запустит вакуумный поезд

Прочитали: 564

- На площадке Петербургского международного экономического форума председатель совета директоров группы компании "Сумма" Зиявудин Магомедов. Вы сейчас говорили об инфраструктурных проектах в Москве. Какой проект может быть реализован в Москве? Какое соглашение вы подписали с мэром Москвы Сергеем Собяниным? Расскажите подробнее.

- Мы подписали соглашение с Москвой о том, рассматриваем несколько маршрутов в качестве приоритетных для реализации технологий, которые, я полагаю, будут апробированы уже в декабре этого года.

- Как это может выглядеть? Здесь появятся вот эти самые поезда?

- Это не совсем поезда, это труба. Видимо, нам никуда от трубы не деться в нашей России. Потому что труба, она у нас наше все. Труба пройдет по маршрутам вдоль железных дорог, над дорогами, автомобильными дорогами. То есть здесь достаточно большая гибкость, технологическая гибкость, которая позволит сокращать расстояния, сокращать расстояния и в физическом смысле и маршруты, и делать это дешевле.

- Почему выбрали Москву и какие суммы, какие объемы вы готовы инвестировать в этот проект?

- На самом деле Москва – это только одна из идей. Самые большие идеи, которые проецируются на грузовые перевозки, – это коридор "север - юг". Это маршрут с северо-запада на наш российский юг. Сквозь территории России, Ирана, Пакистана, Индии.

И, конечно, второй большой маршрут - это Китай и Европа, который будет проходить через Казахстан и Россию.

Эти два проекта для нас являются самыми актуальными, приоритетными. Вчера министр транспорта РФ рекомендовал прекратить дискуссию по поводу 1435 или 1520 колеи. И подумать о проекте "Хоньчунь - Зарубино". Это 70 километров. С точки зрения сроков это вписывается в идею сроков нашего проекта "Зарубино", который мы хотели как первую очередь закончить как раз к 2020 21 году.

- Расскажите еще о соглашениях, которые были подписаны здесь, и о договоренностях, которые были достигнуты на Петербургском форуме.

- Новороссийский порт, где мы - один из крупнейших акционеров, подписал соглашение с Росморфлотом о том, что Новороссийский морской торговый порт будет ведущим концессионером этого проекта. И мы изначально смотрели на этот проект в контексте разделения грузовых баз, то есть есть традиционная грузовая база, которая долгие годы сложилась и работает в Новороссийском порту. Это трубопроводы нефть, нефтепродукты, это зерно, это контейнеры. И генеральный груз. С точки зрения развития, значит, угольной перевалке, развития ЖРК, развития серы мы смотрели на проект "Тамань", как проект, который может как раз вовлекать такого рода грузопотоки. И я полагаю, что в ближайшем будущем мы начнем проектирование всех этих терминалов. И со следующего года начнем строительство этих терминалов.

- Каких инвестиций это потребует? Называется сумма более 80 миллиардов рублей.

- Я полагаю, что это будет несколько меньше. Это в том числе зависит, наверное, от структуры капитала терминалов. Потому что в некотором случае это будут открытые хабы, которые будут предлагать свои услуги всем грузоотправителям. В некотором случае это будут комбинированные корпоративные структуры, где будет участвовать в том числе грузоотправитель. То есть общий размер инвестиций будет понятен, после того как мы актуализируем проекты и пройдем экспертизу. А уже новороссийская часть, она будет зависеть, естественно, от структуры капитала.

- Вы получаете контроль над портом Тамань. Но значит ли это, что вы берете на себя основную нагрузку по инвестициям или будете искать соинвесторов, будете искать какие-то еще средства?

- Мы в структуре капитала управляющей компании Тамань рассматриваем, в том числе участие стратегического или финансового партнера.

- Развитие инфраструктуры, портовой инфраструктуры подразумевало в том числе и такие серьезные работы, в частности, новороссийского порта, как углубление дна, чтобы этот порт был конкурентоспособен по сравнению с украинскими портами, например. Вы уже просчитали, насколько это возможно и каких затрат потребует?

- Это примерно потребует 6 миллиардов рублей. Нам, конечно, надо углублять дно. Потому что вы, наверное, знаете, что и контейнерные перевозки сейчас носят драматичный характер. Происходят большие изменения. Появились - 10-тысячники, 18-тысячники. Меняется береговая инфраструктура, которая принимает такого рода контейнеры. И это, конечно, критически важно для в том числе перевалки зерна, других грузов. Потому что большие суда – это лучшая экономика.

- Как вы оцениваете сейчас потенциал портовых услуг и портовых перевозок? Насколько это прибыльный бизнес сегодня?

- Вы знаете, тут надо, собственно, дифференцировать, наверное, даже на примере двух активов наших, актив Fesco, который, в принципе, достаточно сфокусирован на контейнерной перевозки и по своей модели представляет комбинированный, интегрированный проект. То есть там и пароходство, и портовая перевалка, ж/д перевозки и сухие порты. Конечно, контейнеры, они очень чувствительные к изменениям и ситуации на внутреннем рынке, на внешних рынках и так далее.

Он, конечно, в этом смысле ощущает достаточно остро давление рынка. Потому что только в начале этого года контейнерные перевозки упали на 24% на востоке. А в прошлом году на 40%. То же самое касается ж/д перевозок.

То, что касается Новороссийского порта, он в структуре совершенно по другой модели. Это портовый актив, который диверсифицирован, и эта диверсификация, она показала свою устойчивость. Активы успешно развиваются. По I кварталу этого года мы продемонстрировали 190 миллионов EBITDA. Это существенный рост. И по прошлому году в том числе мы показали хороший рост. Модель Новороссийского порта, она предполагает, как я несколько ранее отмечал, и трубопроводную перевалку нефти, и перевалку продуктов, и перевалку зерна, и других генеральных грузов, и контейнеры, в частности. То есть это более устойчивая модель.

- Но девальвация вас поддержала наверняка?

- Девальвация не совсем, потому что у нас достаточно сбалансированная структура тарифов. Есть и рублевая часть, есть и валютная часть.

- У вас сохраняются планы по покупки контрольного пакета компании "Трансконтейнер" у РЖД?

- Вы знаете, насколько нам известно, в правительстве и в самой компании "Железные дороги" принято решение о модели…, без тяжелых активов. И если соответственно пакет акций "Трансконтейнер" окажется, контрольный пакет акций окажется у РЖД, что мы предполагаем, и если РЖД примут решение о продаже этого пакета, мы, конечно, будем интересоваться.

- Одной из причин сложностей, которые переживает российская экономика, участники ПМЭФ называли недостаток внутренних инвестиций. А недостаток этот объясняли недостаточной мотивацией инвесторов. Как вы оцениваете сегодня инвестиционный климат и условия ведения бизнеса в России? Какие секторы, новые секторы, может быть, новые направления считаете перспективным?

- Вы знаете, во-первых, некоторые индустрии, они продолжают расти, как не парадоксально. Вот производство зерна растет каждый год. Производство некоторых других товаров тоже растет. Скорее проблема, наверное, в другом. Я считаю, ключевая проблема, которая давит на бизнес, – это стоимость активов. А вторая проблема – это, конечно, чрезмерное присутствие государства в экономике и госсектор. Я полагаю, что, конечно, надо уменьшать. И в этом смысле объявлена приватизация. Я полагаю это на ура будет восприниматься бизнесом. Но реализовывать проекты при стоимости у нас нереально. 14%, 15 или, там, 18%, ну, невозможно. Стоимость банковских гарантий, там, если раньше она была, там, 2%, сейчас 7-8%.

- Как вы решаете для вашей компании проблему доступа на рынок финансов?

- Мы, скажем так, мы исходим из специфики отдельно взятых активов, то есть есть некоторые активы, как FESCO, которые себе не могут позволить сегодня реализовывать масштабные инвестиционные проекты. Есть компания, зерновая компания, Oбъединенная зерновая компания, где у нас существенный пакет. Есть компания "Новороссийский торговый порт". У них достаточно амбиционные, масштабные инвестиционные программы, которые они будут реализовывать: это устойчивые активы, которые имеют большие, большие достаточно инвестиционные проекты. То, что касается перспектив, вот мы сегодня утром говорили на сессии с названием "Экономика совместного потребления", да, огромное количество проектов, которые успешно реализовываются во всем мире. Кстати, в России они тоже есть. Это такие компании, конечно, лидеры, как "Убер" и др., которые очень успешно работают и показывают просто рост. Я полагаю, что большие возможности кроются здесь, в России. Сама экономика, она гораздо масштабнее. Вот только на одном примере можно, на примере города Сан-Франциско, который с точки зрения рынка такси оценивался "Убером" в 150 миллионов долларов. В прошлом году выручка там была 550 млн долларов, то есть эта экономика сама по себе гораздо больше традиционной экономики, в которой мы с вами живем.

- Здесь на форуме активно развивалась тема электронной торговли, доступа к мобильным платежам, развитие электронных услуг. Это в первую очередь должно поддержать и малые, и средние компании. Но тем не менее интересны и крупным игрокам. Во многом это объяснялось присутствием здесь главы Alibaba. Разумеется, он там во многом задал тон многим дискуссиям. Следите ли вы за этим направлениями и видите здесь возможности для инвестиций?

- Но конкретно к электронной торговле нет. Но вообще к цифровым электронным платформам - да. У нас есть одна очень большая идея, которая касается, там, логистики, которую мы, несомненно, будем развивать.

- Из-за анонсированной приватизации, по которой мы здесь уже упомянули, вы следили за чем-то? Можете поучаствовать в выкупе долей каких-то государственных компаний?

- Вы знаете, я буду руководствоваться одним принципом: подальше от земли. Но все, что касается там, скажем, земли и up stream, для нас как бы является табу. Но в отрицательном смысле. Потому что мы все-таки больше сейчас и стратегией группы является новое: новая экономика, новые технологии. - Мы желаем вам в этом успехов, большое спасибо и до новых встреч!

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Магомедов: группа

Поделитесь с друзьями: