Иркутский авиационный завод корпорации "Иркут" в среду представил новый российский пассажирский ближне-среднемагистральный самолет МС-21, который призван заменить Ту-154, Ту-204, европейский Airbus А320 и американский Boeing 737. С учетом технологических новшеств и настроя российских авиапроизводителей через 20 лет в этом сегменте может не остаться зарубежных лайнеров, поскольку они дороже, но не лучше. Это второй новый самолет российского авиапрома после Sukhoi Superjet 100.
Размах презентации, которую открывал премьер-министр Дмитрий Медведев, объясняется важностью проекта не только для российского авиапрома – впервые использовались революционные технологии для всей отрасли.
Крылья МС-21 по новой технологии разрабатывались и создавались в России – силами компании "АэроКомпозит".
Российские специалисты впервые в мировой авиационной практике применили для изготовления кессона (силовой основы крыла) инновационную технологию вакуумной инфузии и автоматизированной выкладки углеродного наполнителя.
Поэтому удлинение крыла МС-21 (отношение размаха крыла к средней хорде крыла) составило 11, а других в современных самолетах — 10-10,5.
"В результате аэродинамическое качество - а это основной параметр, характеризующий совершенство самолета, - на больших скоростях полета у МС-21 выше, чем у лучших современных аналогов, на 5-6%. По нынешним меркам это большой дивиденд. Отсюда существенная экономия топлива, увеличенная крейсерская скорость и высота полета", - заявили в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ).
Фюзеляж самолета производится на ульяновском "Авиастар-СП".
"Работа еще не завершена. Впереди целая серия летных испытаний. Впервые машина должна подняться в небо в следующем году", - заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на презентации нового российского лайнера, в разработку которого было вложено 75 млрд руб.
После летных испытаний самолет, рассчитанный на 150-211 пассажиров (в зависимости от версии), ожидает российская и международная сертификация, разрешающая коммерческую эксплуатацию МС-21.
Первый МС-21 оснастили двигателями PW1400G американской компании Pratt & Whitney.
С этими двигателями МС-21 планируют сертифицировать в России в 2018 г., в ЕС – в 2019 г.
МС-21 с новыми российскими моторами ПД-14, по предварительной оценке, выйдет на рынок к 2020 г.
Объединенная двигателестроительная корпорации (ОДК) завершает разработку ПД-14, не уступающих PW, и поставит первые экземпляры в 2017 г. для испытаний.
Помимо новых крыльев и моторов лайнер получит российскую авионику.
МС-21 впервые получит российскую модульную авионику, включающую навигацию, самолетовождение, индикацию и т. д.
Это оборудование разрабатывает и производит российский концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ), который на 50% обеспечивает радиоэлектронное оснащение МС-21, а в будущем намерен на 80% оснащать лайнер.
МС-21 не хуже и дешевле конкурентов.
Каталожная цена МС-21 - от $90 млн, тогда как европейского конкурента Airbus А320 – $97 млн, американского Boeing 737 новых версий - $95 млн.
Характеристики МС-21 привлекли внимание рынка. Сформирован стартовый портфель заказов на 175 самолетов МС-21, заявляют представители правительства и "Иркута".
Среди заказчиков не только российские компании или страны СНГ.
В ноябре 2015 г. заключено соглашение о закупке для египетской авиакомпании Cairo Aviation (дочернее предприятие KATO Investment) 6 самолетов МС-21. Соглашение также предусматривает опцион на 4 самолета МС-21.
Интересуются самолетом и компании из Юго-Восточной Азии.
"Иркут" планирует к 2018 г. выпустить четыре самолета МС-21, к 2020 г. – завод намерен собирать 20 лайнеров в год, к 2023 г. - 70.
Российский рынок нуждается в лайнерах такого типа в количестве 800 машин в ближайшие 20 лет, и "Иркут" намерен обеспечить этот спрос.
На зарубежных рынках будет сложнее, поскольку он занят, а основные производители - Airbus и Boeing - создали мощную сервисную сеть по обслуживанию своих машин.