Uber – весьма успешный бизнес. И, как всякому успешному бизнесу, ему часто приходится бороться с конкурентами. Учитывая, что классические таксисты периодически прибегают к кирпичам и бейсбольным битам, ответы Uber тоже не всегда бывают честными.
К счастью, дело не всегда доходит до рукоприкладства. В современном мире соперники предпочитают схлестнуться на электронном поле боя. В Индии Uber подал в суд на своего главного местного конкурента – Ola. Эта компания якобы оформила тысячи поддельных учетных записей пассажиров и оформила через них свыше 400 тыс. заказов на Uber с последующей отменой, что создало настоящий хаос. Ola, чья рыночная капитализация превышает $1 млрд, называет все обвинения ложными.
Заблуждаться не стоит: Uber далеко не всегда выступает в роли жертвы. В 2014 г. сотрудники компании сами обрушили волну липовых заказов на Lyft (один из главных конкурентов Uber в США). Сотрудники Uber даже придумали кодовое название для своей акции – "Операция SLOG", что с английского переводится, как лентяй и бездельник.
Также в 2014 г. Uber переманил топ-менеджера Lyft, Трэвиса Ван дер Зандена. Тот прихватил с собой все секретные документы Lyft, скинув их в Dropbox в цифровом виде. Обвинения в предательстве бывшего работодателя Ван дер Занден встретил ответными обвинениями: физических документов он не брал, а взлом цифрового хранилища без ведома хозяина (именно так в Lyft и узнали о хищении) является грубейшим правонарушением.
Арун Сундарараджан, профессор Нью-Йоркского университета, утверждает: это еще цветочки. В новом мире полупрофессиональных перевозок, привязанных к смартфонам, процветает партизанская тактика. Например, в Мексике группы таксистов вызывают Uber по адресам на окраинах. В лучшем случае это заканчивается разбитыми фарами и стеклами. В худшем – сам водитель оказывается в больнице.
Таксисты и соотечественники не единственная проблема: часто новые сервисы конфликтуют со своими зарубежными аналогами. Например, главный соперник Uber в Китае – компания Didi Kuaidi. Uber обвиняет конкурента в убыточности: якобы тот тратит на субсидирование своих автомобилей $4 млрд в год.
Вскоре после обвинений Uber заблокировали на WeChat – это самый популярный мессенджер в Поднебесной (по сути, аналог WhatsApp). По чистой случайности у WeChat и Didi Kuaidi один и тот же ключевой инвестор – китайский IT-гигант Tencent.