Две трети руководителей крупнейших компаний (66%) отмечают, что сегодня для их бизнеса существует больше угроз, чем три года назад.
Только чуть более четверти опрошенных CEO (27%) ожидают повышения темпов глобального экономического роста в течение следующих 12 месяцев. Это на 10% ниже уровня прошлого года.
Более того, как показывают результаты ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, проводимого PwC, лишь треть опрошенных (35%) "совершенно уверены" в перспективах роста своих компаний в текущем году (для сравнения: в прошлом году такой уровень уверенности продемонстрировали 39% опрошенных, а в 2013 г. – 36%).
Результаты ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, который в этом году получил название "Что такое успех в бизнесе в условиях меняющего мира? Попытка дать новое определение", свидетельствуют о пессимистической оценке перспектив развития мировой экономики в следующие 12 месяцев.
В рамках данного исследования, результаты которого обнародованы сегодня на открытии Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария), было опрошено более 1 400 руководителей крупнейших компаний мира.
Попытки Китая восстановить равновесие в экономике, падение цен на сырую нефть и озабоченность вопросами геополитической безопасности — все эти факторы повышают 2 из 5 неопределенность в отношении перспектив развития глобальной экономики.
Только чуть более четверти опрошенных CEO (27%) ожидают повышения темпов глобального экономического роста в течение следующих 12 месяцев (по сравнению с 37% в прошлом году).
При этом 23% ожидают снижения темпов экономического роста, что на 6% больше, чем в 2015 г.
Среди CEO компаний, работающих в Северной Америке, вдвое меньше оптимистов (16%), чем среди руководителей компаний Западной Европы (33%) и Ближнего Востока (34%). Почти треть руководителей компаний в Китае (33%) ожидают снижения темпов роста глобальной экономики в 2016 г. Уверенность в росте доходов снижается Отмечается также снижение уровня уверенности в росте доходов собственного бизнеса в следующие 12 месяцев (35% заявили о том, что они "совершенно уверены" в росте доходов, по сравнению с 39% в прошлом году).
На фоне такого пессимизма позиция СEO компаний, работающих в Индии, Испании и Румынии, выглядит гораздо более оптимистичной (о высокой степени уверенности заявили 64%, 54% и 50% опрошенных руководителей этих стран соответственно).
Наиболее резко изменили свое мнение CEO компаний, работающих в Таиланде: только 19% "совершенно уверены" в росте своих компаний в краткосрочной перспективе по сравнению с 65% в прошлом году (падение на 46%).
Однако наиболее пессимистичными оказались швейцарские CEO: только 16% из них уверены в росте доходов своих компаний (по сравнению с 24% в 2015 г.).
Уровень уверенности в увеличении доходов также снизился по сравнению с прошлым годом практически в каждой крупной экономике мира: в Китае он составил 24% (2015 г.: 56%), в США — 33% (2015 г.: 46%), в Великобритании — 33% (215 г.: 39%) и в Германии — 28% (2015 г.: 35%).
По сравнению с прошлогодним опросом ситуация не изменилась в Италии (20% — 20%) и Японии (28% — 27% в 2015 г.).
Лишь Россия не вписывается в общий тренд: уровень уверенности руководителей компаний в росте доходов вырос до 26% по сравнению с крайне низким показателем прошлого года (16%).
Оценивая инвестиционные перспективы, CEO по-прежнему называют США, Китай, Германию и Великобританию среди наиболее важных стран для роста их бизнеса в следующие 12 месяцев.
В десятку наиболее привлекательных стран для инвестиций вошли Мексика и ОАЭ, вытеснив из нее Индонезию и Австралию.
Комментируя результаты опроса, Деннис Нелли, президент PwC International, отметил:
"Нет сомнения в том, что уровень уверенности бизнес-лидеров в благоприятном развитии глобальной экономики и повышении темпов роста их собственных компаний резко снизился. Вне зависимости от размера бизнеса стоящие перед компаниями проблемы становятся все более сложными и включают геополитические факторы, регулирование, обеспечение кибербезопасности, сдвиги в общественном развитии, кадровые вопросы и репутационные риски. Это новый спектр рисков, отражающий угрозы как национальным, так и коммерческим интересам. Пессимизм в отношении перспектив этого года усугубляется и тем, что наиболее важными странами с точки зрения обеспечения темпов роста вновь названы США, Китай, Германия и Великобритания. Тот факт, что руководители компаний по-прежнему считают именно эти страны безопасной гаванью для инвестиций, подчеркивает общую неуверенность относительно источников реального роста в долгосрочной перспективе".
Число угроз для бизнеса возросло В условиях возросших опасений, связанных с геополитической ситуацией, две трети руководителей крупнейших компаний (66%) отмечают, что сегодня существует больше угроз для их бизнеса, чем три года назад.
Как и прежде, главную угрозу для перспектив роста бизнеса компаний их руководители видят в 3 из 5 чрезмерном регулировании: 79% CEO указывают на это четвертый год подряд, с того момента когда впервые возникла озабоченность проблемой регулирования.
Однако, если в прошлом году озабоченность геополитической нестабильностью занимала четвертое место по результатам опроса бизнес-лидеров, то в этом году 74% опрошенных поставили ее на второе место.
В результате озабоченность наличием квалифицированных кадров переместилась со второго места на четвертое, но этот вопрос по-прежнему беспокоит 72% опрошенных CEO. На третьем месте — обеспокоенность волатильностью валютных курсов (73%).
Кроме того, 61% опрошенных руководителей компаний обеспокоены вопросами кибербезопасности, представляющей угрозу как национальным, так и коммерческим интересам.
Наибольшую озабоченность высказывают CEO в США, Австралии и Великобритании (более 74%), а также CEO компаний, работающих в сфере банковских услуг, страхования и высоких технологий.
Квалифицированные кадры и подбор персонала Почти половина (48%) CEO планируют увеличить численность персонала в следующие 12 месяцев — это чуть меньше, чем в прошлом году (50%).
Наиболее высокий уровень активности в сфере подбора персонала отмечается в Индии (70%), Великобритании (66%) и Китае (57%).
По-прежнему отмечается высокая степень озабоченности доступностью квалифицированных кадров (72%).
Особенно высокий уровень обеспокоенности этой проблемой отмечается в отдельных секторах, прежде всего в индустрии развлечений и СМИ, а также в секторе высоких технологий.
Эта проблема актуальна и для тех секторов, которые традиционно ассоциировались с наличием квалифицированных кадров в области науки, технологии, инженерии и математики (сокращенно – STEM), включая промышленное производство, фармацевтику и медико- биологические отрасли.
Самый высокий уровень озабоченности отмечен в Азиатско-Тихоокеанском регионе (81%), на Ближнем Востоке (83%) и в Африке (86%), а самый низкий — в Западной Европе (59%). Почти половина CEO ответили, что меняют свои подходы к подготовке кадрового резерва руководителей (49%).
Это позволяет предположить, что бизнес-лидеры осознают, что следующему поколению CEO необходимо обладать более широким набором знаний и умений для работы в более сложных условиях, определяемых развитием технологий, более широким перечнем угроз и ожиданиями заинтересованных сторон.
Вероятно, отражением более широкого взгляда руководителей компаний на вопросы, связанные с растущими ожиданиями общества и формированием доверия к бизнесу, стало то, что 41% опрошенных CEO заявили, что уделяют больше внимания корпоративной культуре и деловому поведению. Государство и бизнес По мнению 56% опрошенных CEO, главной задачей государства должно быть создание понятной и эффективной налоговой системы, а 53% считают, что государство должно создавать условия для формирования квалифицированных, образованных и легко адаптирующихся к изменениям кадров.
По мнению 50% СEO, государство несет ответственность за создание инфраструктуры – как физической, так и цифровой.
Такими должны быть главные приоритеты государства, по мнению участников опроса.
При этом СEO в массе своей не дали высокую оценку деятельности своих правительств, особенно в отношении эффективности налоговой системы и равенства в распределении доходов.
67% опрошенных считают, что наличие стабильной налоговой системы важнее низких ставок налогообложения. Примерно треть CEO (33%) оценили работу правительств по защите персональных данных как неэффективную (для сравнения: 26% оценили ее как эффективную).
При этом наибольшую озабоченность этот вопрос вызывает у CEO в Китае (46%), США (60%), Бразилии (72%) и Аргентине (52%).
Технологии Результаты опроса отчетливо демонстрируют, какую роль играют технологии в преобразовании бизнеса и более глубоком понимании ожиданий потребителей и общества в целом.
Девять из десяти опрошенных CEO (90%) ответили, что меняют свои подходы к использованию технологий для оценки и удовлетворения ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон.
По данным опроса, наиболее значительные изменения отмечаются в секторах с традиционно высокими ожиданиями в области качества обслуживания клиентов, в частности в сфере банковских услуг и рынков капитала (90%), страхования (95%), гостиничного бизнеса и туристических услуг (94%), а также здравоохранения (93%).
В целом более 77% опрошенных CEO полагают, что развитие технологий изменит требования к бизнесу в течение ближайших пяти лет.
Наибольшую отдачу с точки зрения эффективности взаимодействия с заинтересованными сторонами дает использование инструментов сбора и анализа данных и систем CRM.
За этим следует НИОКР и инновации (53% всех опрошенных CEO). Следует отметить в этой связи, что CEO в Таиланде (76%), Бразилии (72%), Франции (71%) и Германии (67%) оценили этот фактор выше, чем в среднем по миру.
Однако внутри компаний технологии и информационная аналитика по-прежнему обладают большим потенциалом, который не реализован в полной мере.
В сфере управления кадрами только 4% опрошенных CEO ответили, что используют аналитику для прогнозирования потребностей в персонале, а 16% используют ее в целях повышения производительности.
Наиболее острую озабоченность темпами технологических изменений как угрозы перспективам роста высказывают представители сектора банковских услуг и рынков капитала (81%), что на 20% выше среднемирового показателя (61%).
За ними следуют представители индустрии развлечений и СМИ (79%) и сектора высоких технологий (66%).
Эта озабоченность также нашла отражение в уровне обеспокоенности руководителей компаний этих секторов наличием квалифицированных кадров.
Доверие к бизнесу и его миссия В этом году в ходе опроса аналитики PWC хотели выяснить, как готовятся руководители компаний реагировать на меняющиеся требования к бизнесу со стороны потребителей и общества в целом.
По мнению 59% руководителей, компании должны более продуманно относиться к тому, каким образом они информируют общество о своей миссии и ценностях.
Безусловно, если рассматривать проблему изменения потребностей заинтересованных сторон, то СЕО следует задуматься о формировании доверия.
Более половины (55%) руководителей компаний обеспокоены отсутствием доверия к бизнесу (для сравнения: три года назад только 37% высказывали такую озабоченность).
Однако существуют барьеры, мешающие реагировать на меняющиеся требования и ожидания.
Многие CEO (45%) отмечают, что они не принимают мер в ответ на растущие требования и ожидания, так как эти меры связаны с дополнительными расходами.
Еще одним существенным препятствием 42% опрошенных назвали нечеткость и непоследовательность стандартов и нормативно-правовых актов.
В целом более 77% опрошенных CEO полагают, что в течение ближайших пяти лет развитие технологий трансформирует требования к бизнесу в части коммуникаций, отчетности, инвестиций и планирования.
Помимо этого, 71% руководителей компаний полагают, что через пять лет успешные компании будут стремиться к выполнению миссии, основанной на создании стоимости для более широкого круга заинтересованных сторон.
По мнению 87% опрошенных CEO, для компаний будет важнее доходность в долгосрочной, а не в краткосрочной перспективе.
В целом они считают, что для успешных организаций удовлетворение требований и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон будет важнее удовлетворения ожиданий акционеров.
По словам Денниса Нелли, "ситуация для руководителей компаний сегодня очень непростая". "Они осознают растущие ожидания общества в отношении бизнеса. Преобразование компаний, основной задачей которых было получение прибыли, в организации, сочетающие получение прибыли и выполнение определенной миссии, не будет быстрым или легким. Однако такая трансформация уже начинается, и компаниям остается только идти с ней в ногу", - подчеркнул он.