Комментирует начальник отдела аналитических исследований ИГ "УНИВЕР" Дмитрий Александров
Компания собирается вложить 200–300 млн рублей в ребрендинг и техническое переоснащение имеющихся АЗС
Вместо дальнейшего расширения сети автозаправочных станций «Лукойл» решил сосредоточиться на модернизации существующей сети АЗС и нефтебаз, сообщил заместитель начальника главного управления координации сбыта нефтепродуктов компании Денис Рюпин.
По его словам, «Лукойл» основную ставку теперь делает на развитие добычи (upstream). В отношении АЗС разработана гибкая инвестиционная программа, предполагающая вложения в размере 200–300 млн рублей в рестайлинг и техническое переоборудование.
Как пояснили «Известиям» в пресс-службе компании, речь идет не о масштабном рестайлинге всей сети (более 2,2 тыс. АЗС), а о приведении существующих в разных регионах страны заправок к единому корпоративному стандарту. Компания также планирует замену устаревшего оборудования (топливораздаточных колонок) и программного обеспечения. «Лукойл» продолжит и программу оптимизации количества нефтебаз, большая часть которой была реализована в прошлом году.
— Качество бензина и цены на большинстве крупных сетей АЗС находятся примерно на одном уровне, так что получить конкурентное преимущество можно только за счет снижения издержек и повышения качества обслуживания, — объясняют в пресс-службе «Лукойла».
В планах компании — увеличение числа заправок с магазинами при АЗС. По словам Дениса Рюпина, в идеале магазины должны приносить до 30% от EBITDA каждой заправки, а одна из тенденций российского рынка АЗС в настоящее время — перспектива снижения топливной маржи и возрастающая роль доходов от магазинов при АЗС.
Еще одной перспективной тенденцией рынка Рюпин считает переход заправок вертикально интегрированных компаний (ВИНК) на схему, когда компания владеет заправкой, а дилер управляет. В более отдаленной перспективе возможен переход на схему «дилер владеет и дилер управляет».
На начало 2011 года в России было 24 тыс. АЗС, из них на принадлежащие ВИНК приходилось лишь 30%.
Тем не менее многие ВИНК также расширяют свои сбытовые розничные сети. Так, «Газпром нефть» в марте этого года приобрела 25 АЗС, ранее работавших под брендами «Волга-Петролеум» и «Ойл-оптима 7» в Нижегородской области. С покупкой новых станций розничная сеть «Газпром нефти» в регионе расширилась до 36 АЗС. В феврале ТНК-ВР сообщила о закрытии сделки по приобретению сети из восьми АЗС в Тверской области. «Башнефть» купила группу компаний, владеющую сетью из 44 АЗС и двумя нефтебазами в Удмуртии.
— Большинство нефтяных компаний сейчас сфокусировались на росте сопутствующих продаж, можно сказать, что это общая тенденция для рынка, — отмечает начальник аналитического отдела «Универ Капитал» Дмитрий Александров. — Еще одной тенденцией можно назвать стремление повысить объем продаж с одной станции. Так, например, «Роснефть» проводит программу замены двухпистолетных колонок на четырехпистолетные. Компания рассчитывает увеличить суточные продажи с каждой станции с 10 до 25 т в сутки.
Источник: Известия