Крупнейшие мировые производители стали готовятся к трудному году, поскольку усиление внешнеторгового противостояния и ослабление глобального спроса на автомобили вызывают серьезные опасения по поводу дальнейших перспектив металлургической отрасли.
Индийский сталелитейный гигант ArcelorMittal, показавший самую низкую квартальную прибыль с 2016 г., предупредил на прошлой неделе, что в этом году европейский рынок стали будет намного слабее, чем ожидалось в этом году, поскольку спрос сократился, а производители столкнулись с проблемой дешевого импорта. Крупнейший в мире производитель стали также снизил свой прогноз спроса за пределами Китая.
Мрачные настроения распространились в металлургической промышленности в этом году, который ознаменовался резким разворотом после двухлетнего роста прибыли, вызванного высоким спросом на всех основных рынках и замедлением экспорта из Китая. Однако сейчас слабеющая экономика Европы и усиление торговой напряженности подрывают восстановление отрасли.
ArcelorMittal ожидает, что спрос в Европе сократится на 1% в этом году по сравнению предыдущим прогнозом роста на 1%. Это даже более пессимистичные ожидания, чем у Европейской сталелитейной ассоциации Eurofer, ранее прогнозировавшей снижение спроса на 0,4%. Тем не менее, есть и хорошие новости, ArcelorMittal изменил свой прогноз, ожидая рост спроса в Китае.
На прошлой неделе компания заявила: «Рыночные условия в I квартале 2019 г. были сложными. Спрос, как правило, являлся слабым, отражая вялость производственной активности и сохраняющуюся слабость в автомобильной промышленности».
Европейские металлурги сталкиваются с двумя большими проблемами. Внутренний спрос стагнирует, особенно со стороны региональных автопроизводителей, в то время как более дешевый импорт стали продолжает поступать на континент, несмотря на более жесткую внешнеторговую защиту. Эти факторы усугубляются повышением цен на ключевой сталелитейный компонент – железную руду, стоимость которой растет на фоне закрытия шахт в Бразилии.
Продукция для автопрома является одной из самых прибыльных для производителей стали, особенно это касается поставок для немецких премиальных марок автомобилей, требующих высококачественный металл. На долю автопрома приходится около 20% общего спроса на сталь.
Поэтому глобальный спад в автомобильной отрасли продолжает наносить ущерб металлургическому сектору. В Европе продажи автомобилей также серьезно пострадали, снижаясь в течение 7 месяцев подряд по март. В начале мая количество зарегистрированных автомобилей в Германии упало на 1,1%. Причем все участники рынка, включая BMW AG, отмечали слабые продажи. Даже такие производители, как Renault SA, добившаяся лучших результатов в Европе, видят мало перспектив для роста отрасли.
И данная тенденция наблюдается не только в автопроме: весь производственный сектор Европы испытывает трудности. Германия, промышленный локомотив региона, едва избежала рецессии в конце 2018 года, в то время как Италия выглядит не лучше.
Поскольку внутренний спрос падает, импорт усугубляет проблемы для европейских производителей стали. В то время как США очень агрессивно закрывали путь иностранной стали, используя законодательство эпохи холодной войны, Европа реагировала на эту проблему медленнее. В настоящее время приняты защитные меры, предназначенные для ограничения потоков импорта, но металлургическая отрасль заявляет, что необходимо сделать еще больше.
В прошлом году европейский спрос на сталь увеличился на 3,3%, импорт вырос на 13%, а объем внутреннего производства прибавил всего 1,7%. Во многом это увеличение связано с тем, что поставки, которые предназначались для США, вместо этого перенаправлялись в Европу, в то время как ухудшающаяся экономика Турции привела к большому притоку продукции от юго-восточного соседа ЕС.
Влияние данных процессов на металлургов очевидно: показатель европейских производителей в начале мая упал до самого низкого уровня с середины 2016 г., одновременно такие участники рынка, как Kloeckner & Co., разочаровали своими прогнозами. Немецкий производитель стали в прошлом месяце предупредил, что слабые заказы и более низкие цены на металл негативно скажутся на прибыли. Акции ArcelorMittal понесли самые большие потери за 2 года в 6,5% после снижения на прошлой неделе прогнозов по прибыли компании.
Также индийский металлургический гигант в начале мая заявил, что сокращает производство в Польше и Испании. Это приведет к снижению с его стороны производства листовой стали, используемой в автопроме и машиностроении, на 3 млн тонн в год, что составляет около 3,2% от общего объема данного показателя в Европе.
«Европейская металлургическая промышленность может иметь большое будущее, но должно быть равное игровое поле, гарантирующее, что конкуренты за пределами Европы не будут иметь несправедливого преимущества», – отметили в ArcelorMittal.
Однако на фоне усиления неопределенности относительно торговых переговоров между США и Китаем, а также ситуации в автомобильной промышленности, которая выглядит так, будто ее рецессия только начинается, перспективы сталелитейной промышленности, и без того мрачные, могут продолжить ухудшаться.
По материалам bloomberg.com
БКС Брокер