Газ – топливо ближайшего будущего, и это уже общепризнанный факт. На фоне возрастающих экологических проблем на замену выработке электроэнергии из угля приходит комбинация газа и «зеленой» энергии. Только в 2018 году, по оценкам Международного энергетического агентства, было предотвращено 95 млн тонн выбросов СО2 за счет переключения с угля на «голубое топливо». Российский газ – один из лидеров мирового рынка, но в 2020 году он оказался под ударом – из-за теплой зимы и пандемии коронавируса. Насколько сильно пострадала отрасль, какие последствия кризиса российские компании видят в будущем и как сектор будет развиваться дальше? Наши аналитики обсудили эти вопросы с представителями «Газпрома» и НОВАТЭКа.
Первое полугодие ударило по нефтегазовому сектору сразу с нескольких сторон: помимо пандемии коронавируса рынки сырья потрясло отсутствие соглашения по сделке ОПЕК+ в начале марта. Газ при этом уже довольно продолжительное время существовал в парадигме низких цен из-за теплой погоды в последние две зимы, поэтому для газовых компаний 2020 год стал несколько меньшим потрясением.
По данным Статистического ежегодника мировой энергетики, экспорт российского газа занимал в 2019 году около 18,5% мирового баланса. В этом году его объем сократился из-за снижения спроса в Европе по причине теплой зимы и пандемии коронавируса. В начале лета европейские хранилища газа были заполнены на 77%, хотя обычно такая загрузка образуется к осени. По данным на конец сентября, газовые хранилища в Европе заполнены почти на 95%.
На этом фоне снизились и экспортные цены на газ: средняя цена реализации газа на рынках за пределами СНГ составит в этом году $119 за 1 тыс. куб. м, прогнозирует Fitch. При этом, согласно данным Федеральной таможенной службы, средняя экспортная цена на газ «Газпрома» составила в июле $86,2 за 1 тыс. куб. м. (средняя за январь-июль 2020 года – $119,6). В компаниях отмечают, что уже сейчас наблюдается восстановление цен на газ под воздействием сезонного фактора. В среднесрочной перспективе равновесный уровень цен (то есть приемлемый и потребителям, и производителям) ожидается на уровне $200-250 за тыс. куб. м. газа.
Важно отметить, что спрос на «голубое топливо» во всех основных мировых регионах-потребителях не допустил серьезных падений в результате снижения экономик и спрос на газ оказался менее эластичным. Если говорить о рынке сжиженного газа, то основные регионы его потребления продолжили рост в первом полугодии, несмотря на все трудности: в Индии оно выросло на 20% в первые восемь месяцев 2020 года, в Китае – на 9%.
Как ожидается, восстановление глобального спроса на природный газ произойдет быстрее, чем в случае с рынком нефти, и уже в 2021 году спрос превысит уровни докризисного 2019-го. На текущий момент газ является наиболее экономичным, экологичным и безопасным топливом, и в долгосрочной перспективе рост спроса будет поддерживаться замещением им угля, а также ростом промышленного использования.
Спрос на газ устойчиво продолжит расти в ближайшие годы: почти половину на период до 2040 года обеспечит Азиатско-Тихоокеанский регион, на один лишь Китай, по подсчетам аналитиков, придется четверть всего мирового роста. Все это позволит России, которая сейчас уже является одним из лидеров мирового рынка газа, увеличить свою долю в мировых поставках. Глава Минэнерго Александр Новак заверяет, что к 2035 году российский газ может занять уже 26-27% мирового рынка.
День нефтегазового сектора: НОВАТЭК и Газпром
И «Газпром», и НОВАТЭК стремятся упрочить свои позиции на растущем рынке. «Газпром» озвучил амбициозные планы по значительному увеличению поставок в Китай. Ранее глава компании Алексей Миллер отмечал, что поставки «Газпрома» в страну могут превысить 130 млрд куб. м. в обозримой перспективе (по сравнению с проектной мощностью «Силы Сибири» 38 млрд куб. м.). НОВАТЭК, в свою очередь, в очередной раз подтвердил приверженность своей стратегии роста (увеличение производства СПГ до 57-70 млн тонн к 2027-2030 гг.) благодаря запуску 4-й линии «Ямал-СПГ», проектам «Арктик СПГ-2», «Обский СПГ» и «Арктик СПГ-1» (по двум последним компании еще предстоит принять финальное инвестиционное решение). Планируется, что на поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион в долгосрочной перспективе будет приходится порядка 80% экспорта компании.