Понятие «облако» прочно вошло в лексикон IT специалистов и все чаще используется рядовыми пользователями компьютеров, мобильных телефонов и прочих гаджетов. По данным сингапурской аналитической компании Canalys, по итогам III кв. 2019 г. рынок облачной инфраструктуры вырос на 37% г/г. Продажи услуг в III кв. достигли $27,5 млрд. Лидирующую позицию на этом рынке прочно удерживает Amazon.
Что такое облачные технологии
Понятие «облачные технологии» довольно широкое. Это новое направление в IT, которое включает в себя услуги по удаленному использованию определенных компьютерных мощностей. Наверняка, большинство людей сталкивалось с популярными сервисами хранения фотографий: Google Photos или аналогичный сервис от Apple — приложение Photo. Среди популярных приложений, знакомых многим пользователям, можно отметить Google Drive, Dropbox, Microsoft Office 365 и другие подобные программы, которые хранят и обрабатывают вашу информацию на удаленных серверах сторонних компьютеров.
Суть бизнеса базируется на предоставлении клиентам в аренду вычислительных мощностей, хранилищ и сетевой инфраструктуры. Провайдер предоставляет доступ к оборудованию через интернет, то есть клиент не видит арендуемое оборудование и не взаимодействует с ним напрямую.
Существует три основных модели предоставления услуг облачных сервисов.
1. Облачная инфраструктура/Infrastructure as a service (IaaS)
В аренду можно взять непосредственно компьютеры — серверные стойки, включая сетевую инфраструктуру. Мощности перераспределяются динамически. Платишь только за то, что нужно. Гибкая настройка тарифных планов.
2. Облачная платформа/Platform as a Service (Paas)
Услуга не используется рядовыми пользователями, однако бизнес часто прибегает к подобной форме использования облачных технологий. Речь идет об аренде не только вычислительных мощностей, как в случае IaaS, но и разнообразных комплексных услуг, например, операционной системы или программы для управления базами данных.
3. Облачное программное обеспечение/Software as a service (SaaS)
Арендуется готовое приложение с доступом из любой точки планеты и с различных устройств. Например, известные сервисы: Mаngo Office, Webinar.ru, Dropbox, Google Apps.
Когда мы говорим об облачных технологиях, подразумеваем не только возможность хранения данных удаленно, но и проведение вычислительных процессов «в облаке». Для пользователя это могут быть привычные программы Word или Excel, но по подписке Microsoft Office 365.
Клиенты сервиса
С каждым годом рынок расширяется, свою долю вносят и обычные пользователи. Например, один из наиболее активно развивающихся трендов — облачный гейминг, когда для запуска не нужны ни мощный ПК, ни консоль последнего поколения. Любители популярных онлайн игр, типа World of Tanks, получают доступ, сражаясь с игроками из других стран. Объем рынка игр оценивается в $140 млрд. По данным аналитического агентства IHS Markit, в прошлом году игровые сервисы, предлагающие игры «в облаке» заработали $387 млн.
Ключевыми клиентами провайдеров облачного бизнеса являются корпорации и компании различного масштаба. С развитием вычислительных мощностей и сетевой инфраструктуры в последние годы кратно вырос и поток данных, которые бизнес может собирать и обрабатывать на «своей стороне», без привлечения устройств пользователя.
Внедрение технологии обработки Big Data, технологии распределенного хранения и вычисления потребовало бы огромных затрат для корпораций на соответствующую серверную инфраструктуру. Более выгодным стало арендовать серверы, сетевую и софтверную инфраструктуру, чем нести расходы по приобретению, разработке и обслуживанию собственных. Иногда компании размещают большую часть своей «бизнес логики» на удаленных серверах. Примером использования такой технологии является компания Lyft (вызов такси), соцсеть Pinterest.
Важно отметить, что рынок IT становится более зрелым. На первый план выходит такое понятие, как совместимость. Совместимость — это доступ к приложению или информации с любого устройства и платформы, из любой точки света. Развитию этой ниши как раз и призвана помочь облачная технология.
Крупнейшие игроки на рынке облачной инфраструктуры
Аналитики Canalys подсчитали, что топ-3 компании в сфере облачной инфраструктуры в III кв. 2019 г. занимали 56% рынка.
На первом месте — Amazone Web Services (AWS) с долей 32,6%. На втором — Microsoft и ее облачный продукт Azure с долей 16,9%. Замыкает тройку лидеров Google Cloud c 6,9% рынка. Отчетность компаний свидетельствует, что эти три игрока наращивают выручку с космической для таких масштабов скоростью. На диаграмме ниже представлены квартальные данные.
За попадание в первую тройку активно борются Alibaba и IBM. Но пока, сравнивая расстановку сил на рынке по данным 2018 г., мы видим, что доля трех IT гигантов лишь увеличивается.
Amazon за год сохранил долю на уровне 33%, а в абсолютном выражении нарастил на $2,3 млрд. На такую же величину в долларах нарастили продажи два главных конкурента. Продажи Azure и сопутствующих услуг от Microsoft выросли на 60%. Выручка Google в секторе выросла на 68%.
Взгляд на рынок до 2021 г.
Прогноз роста рынка облачных технологий в 2018 г. сделало ведущее глобальное аналитическое агентство Gartner. Аналитики рассчитывают, что в 2019 г. индустрия в целом вырастет на 17,3% до $206,2 млрд. Согласно прогнозам Gartner, в 2020 г. рынок покажет рост еще на 16,5%. Ожидаемый объем рынка в 2021 г. предсказывается на уровне $278 млрд.
Самым быстрорастущим сегментом сейчас является облачная инфраструктура (IaaS). Отметим, что фактический темп роста опережает прогнозы аналитиков по итогам III кв. 2019 г. — 37% г/г. Цифры по объему рынка несколько отличаются между аналитическими агентствами, но все они сходятся во мнении, что стремительный рост сектора в ближайшем будущем будет продолжаться.
Так, в обзоре от TechRepublic говорится о том, что около 64% опрошенных представителей корпораций уже используют облачные технологии в своей работе или собираются это сделать в ближайшие 12 месяцев.
В Gartner ждут роста сектора облачной инфраструктуры в 2020 г. еще на 26%.
Рассмотрим тройку крупнейших компаний, акционеры которых могут получить существенную выгоду от развития нового рынка.
Amazon.
Amazon Web Services (AWS) — это самое быстрорастущее подразделение Amazon, которое предоставляет облачные сервисы компаниям, государственным и образовательным учреждениям. Годовая выручка от этого направления, по данным за III кв. 2019 г., составила $32,5 млрд. Это около 12% от всей выручки IT гиганта.
Несмотря на то, что доля облачных сервисов в общей выручке относительно невысока, AWS демонстрирует высокую рентабельность операционной прибыли, около 25%. В общей операционной прибыли доля облачного бизнеса составляет более 60%.
Учитывая темпы роста выручки AWS в III кв., которые составили 35% г/г., этот сегмент может обеспечить львиную долю операционной прибыли компании в ближайшие годы. Например, в Lyft заявляли, что планируют потратить с 2019 до 2022 гг. на сервисы AWS не менее $300 млн. Соцсеть Pinterest собирается в течение следующих шести лет потратить на услуги Amazon не менее $750 млн.
Согласно консенсус-прогнозу Reuters, EBITDA Amazon может вырасти на 25% по итогам 2019 г. и на 21% в 2020 г. Медианная справедливая цена акции на текущий момент, согласно консенсусу аналитиков инвестдомов — $2160.
Microsoft.
Серверный и облачный бизнес Microsoft в III кв. 2019 г. показал 30%-ый рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Топ продукт компании в этом сегменте — облачная инфраструктурная платформа Microsoft Azure — продемонстрировала рост выручки в III кв. на 59% г/г. до $4,65 млрд. Рост бизнеса Microsoft Azure замедлился с 64% г/г во II кв., но замедление обусловлено растущей базой.
В масштабе всей выручки компании бизнес облачной инфраструктуры занимает немного — около 14%. Рентабельность операционной прибыли держится вблизи 30%. В масштабе всей операционной прибыли компании на долю Microsoft Azure приходится около 11%.
Согласно консенсус-прогнозу Reuters, EBITDA Microsoft может вырасти на 15% по итогам 2019 г. и на 13,7% в 2020 г. Медианная справедливая цена акции на текущий момент, согласно консенсусу аналитиков инвестдомов — $160.
Google.
Облачное подразделение Google Cloud самое небольшое среди рассматриваемых конкурентов. Выручка в III кв. 2019 г. составила около $1,9 млрд. Доля в общей квартальной выручке составляет всего 4,7%. Но именно этот сегмент показывает самый быстрый рост — более чем 65% г/г по сравнению с III кв. 2018 г. После покупки стартапа Looker (платформа бизнес-аналитики) за $2,6 млрд в 2019 г., компания ожидает, что «интеграция позволит Google предоставить клиентам комплексное аналитическое решение для сбора, анализа и визуализации данных в Google Cloud, Azure, AWS, локальных базах и прочих приложениях».
До поглощения у Looker насчитывалось порядка 1700 корпоративных клиентов. Кроме того, у Google и Looker уже было налажено тесное сотрудничество, а также компании имели 350 общих клиентов. Интеграция может заметно расширить клиентскую базу и ускорить темпы роста. Также покупка усилит её позиции по отношению к конкурентам.
Согласно консенсус прогнозу Reuters, EBITDA Google может вырасти на 19% по итогам 2019 г. и на 16% в 2020 г. Медианная справедливая цена акции на текущий момент, согласно консенсусу аналитиков инвестдомов — $1450.
БКС Брокер