В текущем году и в ближайшие несколько лет ВВП России будет расти в среднем на 1,5% в год, а средних темпов роста мировой экономики (3% в год) экономика РФ может достичь не ранее, чем через десять лет. Об этом заявил глава представительства Международного валютного фонда в России Габриэль Ди Белла. По его мнению, экономический рост в России можно ускорить в случае, если государство ослабит чрезмерное административное давление на экономику, сократит масштабы своего присутствия в экономике и начнет придерживаться принципов свободной торговли. Глава российского представительства МВФ также посоветовал России внимательнее изучить опыт экономических преобразований в Чили, так как эта страна в результате реформ стала более открытой для мировой экономики, что, по его мнению, определило ее будущий экономический успех.
Заявления представителя МВФ в России вызывают у нас удивление. Напомним, что по итогам 9 месяцев 2017 года российский ВВП вырос на 1,8%, что уже выше прогноза МВФ. Однако наибольшее удивление у нас вызвала отсылка России к чилийскому опыту. Несмотря на то, что Россия и Чили несравнимы по площади своих территорий, численности населения и структуре экономики, некоторые аналогии между двумя развивающимися странами провести теоретически возможно. Например, инфляция в Чили находится на уровне около 4%, так же, как и в России. За чертой бедности в этой латиноамериканской стране находится 14% населения (в России 13%), безработица там составляет 6,5% трудоспособного населения (в России 5%). По уровню жизни (измеряемого показателем ВВП на душу населения) Чили находится на 53-м месте в мире, согласно рейтингу Всемирного банка, а Россия только на 67-м. Да и ВВП Чили в долларовом эквиваленте больше российского ВВП. При этом Чили опережает Россию в рейтинге стран с самой низкой коррупцией. Вероятно, эти параметры позволяют МВФ говорить о том, что чилийские реформы 70-х годов, которые проводили либеральные экономисты из Чикагского университета под непосредственным руководством МВФ, оказались успешными. А «рецепт» экономических реформ от МВФ практически не изменился с прошлого века – приватизация как можно большего числа госпредприятий, полностью открытый для продукции из зарубежных стран рынок, уничтожение «неэффективных» предприятий и отраслей, максимально возможная «отвязка» экономики от ресурсной зависимости. О том, какой ценой Чили добилось сравнительно сносного уровня жизни, в МВФ умалчивают. А ценой стала потеря лидерства на рынке меди, важнейшего экспортного товара (потому что экономисты из США и МВФ советовали чилийским властям как можно скорее слезть «с медной иглы»); уничтожение значительной части собственной обрабатывающей промышленности, переквалификация Чили из крупного экспортера металлов в крупнейшего в Латинской Америке и в мире экспортера черники и винограда, а также в экспортера ряда иных ягод и фруктов (хорошо еще, хоть собственную винодельческую промышленность не успели уничтожить). Не говоря уже о росте социальной дифференциации, увеличении числа олигархов и одновременном росте числа бедных с доходом ниже прожиточного минимума. И такой результат в МВФ называют успешной реформой! Впрочем, понятие успеха по критериям МВФ относительно. Если в Чили все-таки не началась гражданская война, как в Сомали, Судане и Руанде после «гениальных» экономических реформ по совету МВФ, и там смогли сохранить стабильность, значит это в определенном смысле успех.
Хотя Россия в настоящее время тоже является развивающейся страной, ее от Чили отличает одна важнейшая особенность – совершенно иная структура экономики и иная стартовая база. Россия располагает солидным научным потенциалом, смогла, несмотря на все усилия МВФ и «реформаторов» 90-х годов, сохранить обрабатывающую промышленность и машиностроение, продолжать приоритетное развитие нефтегазовой отрасли, сохранять и увеличивать долю на газовом рынке Европы, при этом осваивая новые рынки, наращивать сельскохозяйственное производство и экспорт, вывести на новый уровень развитие военно-промышленного комплекса, при этом инвестировать в новые технологии и строить новые заводы. Тот уровень развития экономики, которого на сегодняшний день добилось Чили, является, возможно, пределом для дальнейшего развития, а для России такие экономические показатели – только стартовая база для дальнейшего движения вперед. И это движение, несомненно, будет развиваться, если только мы в какой-то момент не начнем снова работать по губительным рецептам МВФ.