Конец первого полугодия — традиционный сезон отчетностей. На днях о своих успехах рассказали крупнейшие компании Казахстана — банк Кaspi KZ и оператор мобильной связи Kcell. Давайте посмотрим, всё ли у них в порядке.
Отчетность Кaspi KZ за I полугодие 2022 года
Рост выручки и чистой прибыли по всем трем сегментам бизнеса, в особенности у подразделения Payments. У компании 10,5 млн человек активных клиентов, а это большая часть всего трудоспособного населения Казахстана. При этом 7,4 млн пользуются платежными системами Kaspi ежедневно. В среднем 1 клиент совершает 55,8 транзакций.
Кстати, объем транзакций, с которых взимается комиссия, увеличился на 60%, а это неплохой источник выручки банка.
Количество компаний, которые принимают платежи через Kaspi, за год выросло на 159%, до 356 тысяч. При этом 75% денег банк зарабатывает благодаря оплате покупок с помощью банковских карт или Kaspi QR, а также оплате счетов через приложение.
Рис. 1. Финансовые показатели Kaspi
А еще у Kaspi растет объем средств на беспроцентных текущих счетах, которые клиенты используют для оплаты товаров и услуг. Фактически это бесплатный источник фондирования для кредитного бизнеса банка.
В итоге маржинальность сегмента Payments выросла до 62,4%. Рентабельность бизнесов Marketplace и Fintech, правда, незначительно снизилась, но также впечатляет: 62,5% и 33,4% соответственно.
В итоге консолидированная выручка банка выросла на 41%, чистая прибыль — на 39%, маржинальность по чистой прибыли — на 45%.
Отчетность Kcell за I полугодие 2022 года
Выручка и чистая прибыль мобильного оператора выросли на 19,7% и 23,9% соответственно. Средняя выручка на 1 пользователя увеличилась на 6,7%. Кроме того:
-
на 11,8% снизился отток абонентов;
-
резко выросли продажи смартфонов Samsung серии S;
-
активно развиваются финансовые сервисы: насчитывается более 140 тысяч счетов, объем платежей увеличился на 81%;
-
растут В2В сегмент и бизнес по развитию суперприложений.
Капитальные затраты — 11,8 млрд тенге, что составило 11% от выручки. По итогам года компания планирует довести этот показатель до 22%, при этом увеличив выручку на 10%.
Рис. 2. Финансовые показатели Kcell
Аналитик Жанетта Махамбетова, редактор Никита Марычев