На днях стало известно, что Поднебесная, на которую возлагалось столько надежд, не планирует заключать с Россией новые контракты на поставки нефти. Репутационные и потенциально санкционные издержки от общения с РФ сейчас выше, чем экономия от приобретения нефти со скидкой. Проще говоря — если Китай попадет под западные санкции, он потеряет больше, чем может приобрести от скидки на российские энергоносители.
Кроме того, не все так просто с логистикой. Глобальное изменение структуры покупателей требует серьезно ее перестроить. Основным способом доставки должны стать большие танкеры, а их нужно фрахтовать, страховать — и все это сегодня проблематично. Есть еще ж/д транспорт, но им большие объемы перевезти трудно.
Наконец, путь груза в КНР займёт до 40 дней, вместо 6-дневного рейса в Европу.
Еще одной проблемой может стать изменение поставщика нефти на НПЗ. Его надо будет перенастроить под конкретную марку нефти, что тоже не делается быстро.
А что думает Китай?
Скорее всего, КНР сейчас наблюдает за событиями и дожидается момента, когда военно-политическая ситуация стабилизируется. После этого можно будет принимать решение. Да и цены могут к тому времени оказаться еще выгоднее, если РФ «порвет» с Западом, и ей будет просто некуда девать свои энергоносители.
Как еще Россия сможет продавать свою нефть?
Есть богатый арсенал способов, которые давно используются еще одной «подсанкционной страной» — Ираном.
-
Нефть в обмен на продовольствие и медикаменты (под контролем ООН).
-
Контрабанда (выключение транспондеров, перегрузка в море, перекрашивание танкеров, смешивание с другими сортами нефти).