Когда в конце января разразился скандал с отслеживанием личных данных пользователей, и Apple на некоторое время лишила пользователей iPhone, работающих с Facebook и Google, возможности пользоваться большей частью своего программного обеспечения (Apple заблокировала приложения Facebook для iOS и отозвала такие же сертификаты, которые для получения информации использовала Google), на пару минут могло показаться, что в сфере высоких технологий начинается собственная Третья мировая война.
Почему это важно. "Военные действия" закончились, едва начавшись, но эта вспышка напомнила миру о том, насколько объемно и сложно взаимосвязаны технологии и бизнес этих гигантов.
На пути превращения в гигантов самые дорогие на сегодня компании в мире - Apple, Google, Facebook, Amazon - в основном придерживались собственных полос движения, но теперь все чаще конфликтуют, по мере того как их растущие амбиции сталкиваются друг с другом.
Если вы понимаете, где сталкиваются и где находят точки соприкосновения эти титаны, вы можете получить первое представление о том, как они формируют наш мир.
Новости-драйверы. Apple пришла в ярость, узнав, что Facebook злоупотребляет правилами, регулирующими внутренние приложения, и быстро заблокировала использование программы в компании, лишив Facebook возможности тестировать новые приложения и использовать внутренние приложения iPhone.
Когда выяснилось, что тем же путем работает Google, Apple попала в затруднительное положение. У Facebook и Apple немного деловых связей. Но Apple получает от Google миллиарды долларов в обмен на то, что Apple делает ее поисковой системой по умолчанию для iPhone и Mac в рамках соглашения, которое генеральному директору Apple Тиму Куку пришлось защищать, настаивая на серьезности позиций компании по вопросам конфиденциальности.
Готовые решения на американском рынке - подключайтесь и зарабатывайте вместе с профессионалами! |
В конце концов, Apple так же ненадолго заблокировала и Google, а затем быстро сняла санкции против обеих компаний.
Не ясно, сколь долго могло бы продолжаться блокирование, если бы Google не присоединилась к Facebook на скамейке штрафников.
Общая картина. Некогда Amazon была в основном магазином розничной торговли, Apple продавала оборудование, Google считался поисковиком, а Facebook - социальной сетью в интернете.
Все компании уже переросли эти дефиниции. Они заходят на территорию друг друга даже в тех случаях, когда в большей или меньшей степени зависят друг от друга.
Так, и Facebook, и Amazon распространяют свои потребительские приложения через магазины приложений Google Play и Apple.
Все компании – и Google, и Facebook, и Apple - в какой-то степени полагаются на продажу своей продукции через Amazon, хотя у каждой из них есть противоречия с гигантом розничной торговли.
Google и Amazon имеют совершенно разную историю происхождения, но сейчас все больше и больше становятся конкурентами:
- они конкурируют в облачных вычислениях, рекламе и других областях;
- Amazon является одной из немногих компаний за пределами Китая, которая сумела выпускать устройства на базе Android, используя собственный, а не принадлежащий Google магазин приложений;
- в настоящее время две компании сражаются на арене борьбы за автоматизированного помощника (automated assistant)/умную колонку (smart speaker);
- напряженность привела к тому, что Google отказалась от поддержки YouTube с некоторых устройств Amazon, и привела к битве, в ходе который станет ясно, какие устройства Google будут продаваться на виртуальных полках Amazon.
Amazon и Apple, бывало, враждовали, но теперь все чаще и чаще находят точки соприкосновения:
- как и Google, Apple ссорилась с Amazon из-за доступа к цифровым и физическим площадкам розничной торговли;
- однако сегодня на Apple TV демонстрируется Prime-Video Amazon;
- тем временем Amazon снова увеличивает закупки продукции Apple.
Google и Facebook на пару контролируют львиную долю бизнеса интернет-рекламы:
- их конкуренция давно маскировалась масштабами роста рынка;
- у Facebook вспыхивает скандал за скандалом в связи с вопросами конфиденциальности, а вот Google пытается, и в целом достаточно успешно, не нарываться, хотя, как отмечают критики, у Google имеется даже больше данных о потребителях, чем у Facebook.
Facebook и Amazon имеют минимум точек соприкосновения среди высокотехнологичных гигантов:
- у социальной сети и гиганта розничной торговли относительно мало очевидных деловых связей и конфликтов на почве конкуренции;
- приложения Facebook доступны для устройств Amazon, а Amazon продает гарнитуру Oculus VR.
Урок этой истории. Взаимоотношения между технологическими титанами ними спокойными не назовешь.
Apple и Google, например, некогда были столь близки, что генеральный директор Google Эрик Шмидт был в совете директоров Apple. Затем, после того, как Google ввела Android, отношения резко охладели: Шмидт покинул правление, и началась патентная война.
Одно время Apple встраивала соединение с Facebook напрямую в операционную систему iPhone. В наши дни руководители компаний более склонны обмениваться выпадами по вопросам конфиденциальности и бизнес-моделей, чем работать вместе.
Google несколько раз пыталась напрямую бросить вызов доминированию Facebook в социальных сетях, но даже самое серьезное начинание компании на этом пути, Google Plus, провалилось.
В чем суть. Напряженность, скорее всего, перевесит вероятность сотрудничества, тем более что каждая из четырех компаний пытается убедить регулирующие органы, что "сдерживать надо именно других, а не меня".
Элементы взаимозависимости не исчезнут, так что ожидайте новых стычек, подобных недавнему конфликту между Apple с одной стороны и Google и Facebook с другой.
Источник