Сообщение о горящих вблизи Ормузского пролива танкерах привело к росту цен на нефть в четверг 13 июня. Поскольку прозвучали заявления о нападении, возросло беспокойство относительно работоспособности ключевого маршрута морской транспортировки нефти. В то же время, мировой рынок нефти уже находится на пути масштабных перемен.
Сигналы о бедствии направили два судна: танкер Front Altair под флагом Маршалловых островов и принадлежащий норвежской компании, а также японский танкер Kokuka Courageous под панамским флагом.
С Kokuka Courageous сообщили, что судно было «предположительно атаковано снарядом» и получило пробоину выше ватерлинии. К счастью, это не привело к взрыву огромных цистерн с метанолом на борту танкера.
Судно Front Altair пострадало больше: оно пережило взрыв или серию взрывов. Нефть вспыхнула, и с терпящего бедствие танкера эвакуировали экипаж. Военные моряки Ирана и США заявили об участии в спасении экипажа танкера.
Кто бы ни был признан виновным в этих происшествиях, для перевозчиков и региональных экспортеров нефти это станет серьезной проблемой. Как видно на графике ниже, около 20% мировых морских перевозок нефти проходит через Ормузский пролив. Военный конфликт, социальная, экономическая или экологическая катастрофы могут сделать поставки ненадежными.
В то же время, из региона нефть поставляется в Европу, Японию, Азию и Австралию. Эти рынки могут занять США, которые в текущем году стали крупнейшим в мире производителем нефти. В Европе для США существует конкуренция с дешевой российской нефтью, транспортируемой по трубопроводам. Однако экспорт проходит через третьи страны, что дает американским поставщикам возможность для конкуренции.
Также США могут занять значительную долю рынков Японии, Австралии и ряда азиатских государств. К примеру, в марте 2018 г. поставки нефти из США в Японию составляли 16 тыс. баррелей в день. В марте 2019 этот показатель достиг 84 тыс., что превысило максимум 2000 г.
Замедление мировой экономики и рост запасов нефти в США оказывают давление на стоимость «черного золота». Однако трансформация рынка продолжается. В 2018 г. активность на рынке нефтяных фьючерсов находилась на рекордно высоком уровне благодаря запуску торгов нефтью за юани на Шанхайской бирже. В первый же год торгов китайские фьючерсы на нефть заняли 6% от общего количества ключевых контрактов на нефть марок WTI и Brent.
Борьба за доступную нефть усилится, и у США в настоящее время самые сильные позиции. Страна быстрее других увеличивает объемы производства и имеет доступ к крупнейшим месторождениям.
В ближайшие десятилетия, вероятно, потоки международных поставок нефти будут перераспределены в соответствии с новой ролью США как крупнейшего экспортера нефти в мире.