Минфин России опубликовал проектировки бюджета на перспективу 2019-2021 г. Они позитивны. Хронический дефицит бюджета сменится профицитом 1,8% ВВП в 2019 г., 1% в 2019 г. и 0,6% в 2020 г. Фонд национального благосостояния расходоваться не будет, а станет лишь прирастать.
Что ж, при имеющихся условиях именно с позиций бюджета цифры могут быть достаточно реалистичны. Учитывать следует и высокие цены на нефть с их некоторым ослаблением в последующие годы (до 58-63 доллара за баррель Urals), и повышение налогов, и ограниченность экономического роста, и связанное с этим замедление инвестиций и темпов роста потребительского спроса.
Да, наполняемость бюджета и даже его профицит будут обеспечены. Однако средства достижения этого во многом будут подрывать цели экономического роста. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что «средства не оправдывают цель».
Увеличение НДС, например, повысит поступления в казну. Но выполнение главных целей из-за этого пострадает. Инфляция вырастет до 4,3% в 2019 г., причём без живительного и абсолютно необходимого увеличения внутреннего потребительского и инвестиционного спроса. Напротив, повышение цен и налогов приведёт к уменьшению темпов роста реальных зарплат с 6,3% в 2018 г. до 1% в 2019 г. , а расходов на конечное потребление - с 3,5% в текущем году до 2,6% в 2019 г., согласно проектировкам Минфина. В результате темп роста ВВП вполне справедливо прогнозируется в 2019 г. на уровне 1,4% и в 2020 г. - не более 2%. При этом среднемировой темп роста ВВП предполагается в районе 3,5%. То есть отставание страны усилится, несмотря на успехи доходов бюджета, а скорее из-за действия указанных внутренних факторов, наполняющих бюджет. Реальные доходы населения планируется увеличить лишь на 0,7% в 2019 г., 1,4% в 2020 г. и 2% в 2021 г. Таким образом, даже не предполагается в ближайшие годы выход этого основного показателя уровня жизни к докризисным рубежам. Но с бюджетом, за который и отвечает Минфин, будет всё в порядке.
Марк Гойхман,
Ведущий аналитик ГК TeleTrade