Яндекс сообщил о деталях раздела активов со Сбербанком и анонсировал привлечение $800 млн за счет размещения вновь выпущенных акций класса А.
– Яндекс выкупит у Сбербанка 45% в Яндекс.Маркете для реализации новой стратегии развития сервисов интернет-торговли, доведя свою долю до 100%, говорится в официальном пресс-релизе. Сделка составит 42 млрд руб., при общей оценке компании около 87,3 млрд руб.
– Вторая часть сделки предполагает продажу Сбербанку 25%-ой доли Яндекса в Яндекс.Деньгах. Сбербанк с 2013 г владеет 75% компании, а теперь станет единственным собственником. Таким образом, Яндекс получит возможность развивать собственные сервисы финансовых услуг. Предварительная сумма продажи — 2,4 млрд руб. Окончательная сумма будет зависеть от даты закрытия сделки и валютного курса.
Стороны ожидают, что сделка будет закрыта в третьем квартале 2020 г.
Дополнительные размещение акций
Для финансирования дальнейшего роста бизнеса и стратегических инициатив Яндекс привлечет $800 млн за счет размещения вновь выпущенных акций класса А.
Акции на сумму $200 млн будут реализованы с помощью размещения по ускоренной подписке, акции еще на $600 млн будут в равных долях проданы частным инвесторам: ВТБ Капиталу и инвестиционным компаниям, бенефициарами которых являются Роман Абрамович, Александр Абрамов и Александр Фролов. Цена за акцию для частных инвесторов будет определена по результатам публичного размещения.
Экономическая доля всех вновь выпущенных акций в капитале компании составит около 5%, голосующая доля — около 2,5%. По условиям сделки инвесторы взяли на себя обязательство не продавать купленные акции Яндекса и не увеличивать долю свыше 3,99% в течение двух лет.
Капитал Яндекса разделен на акции класса А (один голос) и класса B (10 голосов). Аркадию Воложу и его семейному трасту принадлежит около 9,9% всех акций Яндекса, что примерно соответствует 48,5% в голосующей доле компании.
Удачный момент для IT
Ранее в тот же день президент Путин сообщил, что одобрен налоговый маневр для IT-отрасли: ставка страхового взноса снизится с 14% до 7,6%, а налог на прибыль для IT-компаний будет сокращен с 20% до 3%. Путин подчеркнул, что эти меры должны действовать бессрочно.
На этом фоне акции Яндекса сумели переписать исторические максимумы, подскочив по итогам вторника до 3358 руб. на Московской бирже. Рост бумаг продолжался семь торговых сессий подряд. За этот период капитализация выросла на 17,8%.
Выбор момента для размещения новых бумаг выглядит удачным, учитывая столь позитивную ценовую конъюнктуру в акциях компании. В то же время стоит отметить, что инвесторы зачастую с осторожностью воспринимают новости о допэмиссии, так что в условиях сильной локальной перекупленности не исключен вариант последующей коррекции котировок.
Зачем нужна сделка со Сбербанком
Покупка Яндекс.Маркета
Яндекс намерен более активно задействовать экосистему своих сервисов, чтобы сделать покупку, выбор и доставку товаров быстрее и удобнее для пользователей. Например, водители, подключенные к платформе Яндекс.Такси, и курьеры, сотрудничающие с Яндекс.Едой и Лавкой, смогут доставлять заказы на «последней миле», а интеграция Маркета с Поиском и Дзеном позволит предлагать людям новые сценарии покупки и новые услуги. Маркет также сможет уменьшить расходы на логистику и на привлечение покупателей.
«Люди все чаще покупают товары в интернете вместо привычного похода в магазин. Это происходит благодаря нескольким ключевым свойствам онлайна, которые важны людям: огромный ассортимент — миллионы товаров в одном месте, надежная и быстрая доставка, доступные цены. Эти три направления станут нашим фокусом в развитии платформы интернет-торговли. Кроме этого, мы продолжим развивать Яндекс.Маркет как площадку, на которой десятки тысяч наших партнеров — продавцы товаров — могут найти своего покупателя. Наша платформа поможет совершать покупки быстрее и проще, а также использовать логистические технологии Яндекса», — говорит Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний Яндекса.
Новая стратегия также предполагает увеличение инвестиций в развитие собственного маркетплейса. В ассортименте маркетплейса уже 1 млн товаров, и в ближайший год их станет в два раза больше.
«За последние два года команде Яндекс.Маркета удалось существенно увеличить выручку площадки сравнения цен и построить с нуля собственный маркетплейс, который стал одним из наиболее быстро растущих российских интернет-магазинов. Ежемесячный оборот маркетплейса уже около 4 млрд руб. в месяц, каждый день покупателям доставляют более 130 тыс. товаров — и этот показатель продолжает стремительно расти. Мы благодарны Сбербанку за продуктивную совместную работу и глубокую экспертизу, которые помогли развитию Яндекс.Маркета на данном этапе», — отметил Грег Абовский, операционный и финансовый директор Яндекса.
Выход из Яндекс.Денег
Яндекс.Деньги продолжат работать для пользователей и партнеров в привычном режиме, сообщает компания. На сервисе по-прежнему можно будет авторизоваться с помощью Яндекса, а банковские карты Денег будут работать до окончания срока действия, после чего их можно будет перевыпустить. До конца года сервис проведет ребрендинг и поменяет название.
Читайте также: Яндекс отчитался за I квартал и отозвал прогноз на 2020