В "Роснефти" назвали неадекватными и недопустимыми заявления советника президента компании "Транснефть" Игоря Демина, который неуважительно высказался о предложении главы совета директоров "Роснефти" экс-канцлера Германии Герхарда Шредера исключить повторения загрязнений хлоридами российской нефти.
Ранее Герхард Шредер в письме главе правительства РФ предложил создать институт независимых инспекторов для контроля качества российской нефти на экспорт и улучшить качество нефти, снизив норматив по содержанию хлорорганики в нефти с нынешних 6 ppm до 1 ppm. Предложение последовало после того, как разразился международный скандал с загрязнением нефти в трубопроводной системе "Транснефти".
По словам Демина, Шредер не владеет информацией.
Демин публично заявил следующее: "особую обеспокоенность у меня вызвало упоминание в письме невозможности председателю СД "Роснефти" получать информацию, как я понимаю, и в собственной компании, и из-за этого обращаться за ней в открытые и не всегда достоверные источники".
Он также заявил, что у самой "Роснефти" бывают случаи загрязнения нефти и это скрывают от Шредера - в 2018–2019 гг. при приеме сырья от обществ группы "Роснефти" значения хлорорганических соединений доходили до 8 ppm.
Заявление "Роснефти":
"Роснефть" вынуждена была публично ответить после опубликованного заявления советника президента компании "Транснефть" Игоря Демина с оценкой предложений председателя совета директоров ПАО "НК "Роснефть", бывшего канцлера Германии Герхарда Шрёдера о необходимости усиления контроля за качеством нефти в системе магистральных трубопроводов."Роснефть" считает неприемлемыми по сути и неуважительными по форме комментарии г-на Демина, от имени компании "Транснефть", по поводу обращения Герхарда Шрёдера, направленного главе правительства Российской Федерации.
Ситуация с загрязнением магистрального нефтепровода "Дружба" хлорорганическими соединениями создала острые проблемы в обеспечении европейских потребителей качественным нефтяным сырьем и продуктами его переработки. На территории Польши и Германии, как и в России, сохраняются значительные объёмы суррогатной смеси, что создаёт как экологические риски, так и экономические проблемы для всех участников рынка.
Обеспокоенность по этому поводу выразило министерство экономики Германии, направив соответствующее письмо Минэнерго России. "Транснефть" прекрасно осведомлена о содержании данного документа. Обращение Герхарда Шрёдера к главе правительства России Дмитрию Медведеву, в том числе, отражает позицию европейских потребителей и содержит тщательно проработанные, распространённые в мировой практике и поддержанные отраслевыми экспертами предложения, направленные на обеспечение энергобезопасности России, Германии, других стран ЕС и на снятие долгосрочных репутационных и экономических рисков с российских поставщиков нефти.
Заявления Дёмина представляются неприемлемыми и неадекватными еще и потому, что до сих пор, ни Деминым, ни кем бы то не было из "Транснефти", не дан внятный ответ на принципиальные вопросы, касающиеся загрязненной нефти: что стало первопричиной загрязнения; кто причастен к замене качественной нефти на суррогат; что происходит и будет происходить с 5 млн тонн суррогата поставленного вместо законтрактованной нефти; существует ли согласованный с поставщиками и потребителями план мероприятий по ликвидации последствий загрязнения нефти и предотвращению аналогичных инцидентов в будущем.
В настоящее время судьба всего объема суррогатного сырья остаётся без решения, претензии пострадавших грузоотправителей и их контрагентов не урегулированы, проблема гарантии качества сырья при транспортировке не решена, имиджевые риски для России как надежного поставщика по мере оформлений неурегулируеных претензий растут, а конструктивные предложения, такие как инициатива Герхарда Шрёдера, подвергаются публичному шельмованию.
Комментарий Демина – пример деструктивной позиции, когда вместо аргументов по существу в публичное пространство вбрасываются язвительные заявления, граничащие с личными оскорблениями, а по сути, - по известному в некоторых ведомствах выражению - производится отвлечение внимания на негодный объект.
Из всего объёма пропагандистских заявлений Дёмина единственное сформулированное предложение касается только проверки нефти в пунктах сдачи её нефтяными компаниями в магистральную систему. Дёмин, как бы, забывает о пограничных переходах и морских терминалах, оперируемых самой "Транснефтью", что исключает их из системы контроля.
Что касается перечня претензий в адрес ПАО "НК "Роснефть", сообщаем следующее:
1. Высокое качество нефти, сдаваемой ПАО "НК "Роснефть" в систему магистральных трубопроводов, подтверждается актами приема-сдачи сырья, подписанными, в том числе, и представителями самой "Транснефти". Производители оборудования, которым располагают российские и европейские НПЗ, исключают возможность переработки нефти содержащей хлорорганики больше 1 ppm, по причине коррозии и выхода оборудования из строя. Нефтепродукты, выработанные из некачественного сырья, могут приводить к выходу из строя двигателей и агрегатов, а применение авиатоплива с такими характеристиками может привести к непоправимым последствиям. Именно этим продиктована инициатива Председателя Совета директоров ПАО "НК "Роснефть" об ужесточении норматива содержания хлорорганики в ГОСТе и Техническом регламенте до уровня не выше 1 ppm.
2. В части комментариев Дёмина о мини-НПЗ "Роснефти" необходимо внести ясность: ни один из них не сдаёт свою продукцию (в том числе и упомянутый Дёминым мазут) в систему "Транснефти". Эти предприятия предназначены для технологических нужд на удаленных промыслах нефтегазодобычи. Ни один из мини-НПЗ нашей Компании не имеет подключения к системе магистральных трубопроводов (в отличие от ряда других, находящихся в зоне магистральных трубопроводов, в том числе в районе ПСП Лопатино, где предположительно произошел вброс "зараженного" сырья).
3. Смешение сырья разных производителей нефти осуществляется "Транснефтью" единолично. В связи с тем, что в системе нефтепроводов отсутствует банк качества, грузоотправители на выходе из трубы получают смесь, которая может не соответствовать качеству, которое конкретный грузоотправитель изначально сдал в систему. При этом, грузоотправители в процессе смешения никак не участвуют и не могут влиять на качество конечной смеси, а из рассуждений Дёмина прямо следует лишь то, что на сегодняшний момент распределением "премии за качество" произвольно распоряжается сама "Транснефть".
4. В начале августа "Траснефть" публично уведомила на совещаниях в Минэнерго России, что намерена поставлять на НПЗ Центрального региона и в порт Приморск нефть с содержанием до 6 ppm. (Это означает, что экспортные поставки через морской терминал Приморск будут содержать запретительные характеристики для европейских НПЗ, что приведет к очередному удару по репутации России как надежного поставщика).
В свою очередь, мы имеем признание того, что будет продолжено смешивание загрязнённой нефти с качественным сырьем, сдаваемым в систему грузоотправителями (так называемое "компаундирование"). "Роснефть" категорически возражает против такого метода решения проблемы, поскольку это приведет к искусственному ухудшению качества сырья в процессе его транспортировки. Компания настаивает на том, что потребители должны получать нефть, соответствующую по своим характеристикам, сдаваемой в систему.
На НПЗ "Роснефти" с мая текущего года организован дополнительный мониторинг качества нефти, который предусматривает ежесуточное определение уровня хлорорганики, а с июня, несмотря на отсутствие поддержки данного предложения со стороны "Транснефти", Компания за счёт собственных средств привлекла международных сюрвейеров, осуществляющих прозрачный независимый контроль качества нефти.
5. Все НПЗ компании "Роснефть", в том числе, перечисленные Дёминым, прошли в последние годы глубокую модернизацию и представляют собой современные предприятия, оборудованные дорогостоящими установками иностранного производства и эксплуатируемые, в том числе, на основании лицензий западных производителей. Такие заводы, как уже отмечалось, неприспособленны к переработке нефти с содержанием хлорорганики выше 1 ppm.
Все комментарии г-на Дёмина в отношении Роснефти являются бессодержательными, не соответствуют действительности и никак не объясняют появление 5 млн тонн суррогата. Пока же г-н Дёмин упражняется в публичной сфере, следовало бы обратить внимание на ситуацию, которая складывается на традиционных для России экспортных рынках, в первую очередь в Европе. Польша уже приступила к строительству альтернативного российскому маршрута доставки нефти, обсуждается возможность расширения таких же маршрутов со стороны средиземноморских портов. При этом, безответственными и некомпетентными заявлениями "дёминых" подвергаются сомнению конструктивные предложения экс-канцлера Германии Герхарда Шрёдера, друга России, одного из авторитетнейших европейских политиков, принципиально и последовательно отстаивающих развитие сотрудничества с Россией в области поставок энергоресурсов в Европу. Напоминаем, что г-н Шрёдер является Председателем Совета директоров "Северного потока-2", находящегося под постоянным давлением конкурентов и геополитических оппонентов России. В этой связи считали бы проявлением ответственности и порядочности со стороны руководства "Транснефти" принести Герхарду Шрёдеру извинения в связи с некорректными и неспровоцированными публичными комментариями сотрудника компании в его адрес.
"Роснефть" выражает надежду на то, что руководство компании "Транснефть" отмежуется от демагогии г-на Демина и присоединится к конструктивной работе, направленной на решение реальной проблемы и восстановление имиджа Российской Федерации как надежного поставщика энергоресурсов.