InvestFuture

Уроки истории о неравенстве и технологиях

Прочитали: 985

Растущее предпочтение хорошо образованных работников на рынке труда - одна из причин увеличения неравенства доходов в Америке в последние четыре десятилетия.

Реальные зарплаты выпускников университетов выросли на более чем треть с 1963 г., в то время как зарплаты у тех, кто не закончил среднюю школу, снизились.

По мере того, как экономика становится все более автоматизированной, опасаются пессимисты, пропасть между богатыми и бедными будет только расширяться. Однако, как показывает история, это совсем не обязательно. Последнее увеличение зарплат квалифицированных работников - редкое историческое явление.

На основе архивных записей из церквей, монастырей, университетов, профсоюзных и государственных организаций Грегори Кларк, экономист из Калифорнийского университета, составил всеобъемлющую базу данных об английских зарплатах начиная с XIII века.

Кларк обратил внимание, что в прошлом квалификационная надбавка (указывающая на различие между зарплатой квалифицированных работников, таких как плотники и каменщики, и неквалифицированных рабочих) оставалась относительно стабильной, за исключением двух резких падений.

Первое снижение произошло в XIV веке и не имело ничего общего с технологическими изменениями. Средняя продолжительность жизни в средневековой Англии была короткой, а процентные ставки высокими, а это значит, что необходимые для получения квалификации семь лет профессионального обучения требовали значительных затрат.

Но ставки начали снижаться в тот период, с примерно 10% в 1290 г. до 7,5% в 1340 г. Когда в 1348 г. разразилась страшная эпидемия чумы, скосившая треть населения страны, процентные ставки еще больше опустились (до 5%) и профессиональная подготовка стала более привлекательной.

Резкое увеличение количества квалифицированных работников по сравнению с неквалифицированными рабочими уменьшило квалификационную надбавку. Согласно данным Йана Лютена ван Зандена из Утрехтского университета похожая тенденция наблюдалась в Бельгии, Франции и Голландии. Второе крупное сокращение квалификационной надбавки произошло во время промышленной революции. Такие изобретения, как механический ткацкий станок, заставили ремесленников массово покидать дома в поисках работы; возрос спрос и на неквалифицированные трудовые ресурсы. Мастеровые, потратившие не один год на приобретение своих навыков, вдруг обнаружили, что их заменяют на машины, которыми управляют рабочие, прошедшие короткую подготовку. Как результат луддиты (противники всякой механизации и автоматизации) начали крушить эти машины.

Авторы другого исследования обнаружили, что доля неквалифицированных рабочих в Англии увеличилась с 20% трудовых ресурсов в 1700 г. до 39% в 1850 г. Коэффициент зарплат квалифицированных работников к зарплатам простых рабочих стал уменьшаться в начале 1800-х гг. и не восстановился до 1960 г., отмечает британский журнал The Economist.

При использовании другого измерителя неравенства, мы получим слегка иной результат. Экономист Питер Линдер считает, что как только в Англии исчезли рабочие места средней квалификации, вверх пошел и коэффициент Джини (показатель степени расслоения общества с учетом доходов), достигнув своего пика в 1800 г. Доходы верхушки населения (1%) достигли максимума примерно в 1870 г. Но затем эти два показателя начали снижаться, достигнув дна лишь в середине XX века.

Высокий спрос на квалифицированных работников отличает компьютерную эпоху от промышленной революции. Пока университетский диплом остается надежным показателем квалификации, но это может измениться, как только искусственный разум начнет активно замещать “белых воротничков”.

Согласно данным Бюро трудовой статистики четыре из пяти наиболее востребованных профессий в Америке связаны с медицинским обслуживанием; при этом ни одна из этих профессий не требует университетского образования. Экономист Кен Рогофф считает, что как только квалификационная надбавка конкретной группы работников начнет увеличиваться, у компаний появится более сильный стимул заменить их на машины.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 32, среднее: 4.53 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Уроки истории о

Поделитесь с друзьями: