ФРС превратилась в заемщика первой инстанции, а не в кредитора последней инстанции.
Прежнее прозвище ФРС - «кредитор последней инстанции» - больше не актуально. Ставки по федеральным фондам выше уровней, отмечаемых в развитых странах, и заимствования, привязанные к этим ставкам, делают ее «заемщиком первой инстанции». В этом вся проблема.
ФРС никогда не была заемщиком первой инстанции, тем не менее, именно им она сейчас стала. После Великой рецессии и ее политики количественного смягчения механизмы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, изменились. Да, рынок ставок по федеральным фондам остался, но он уже не тот, каким был в докризисную эпоху. ФРС начала платить банкам за сохранение избыточных резервов и иностранным ЦБ, а также другим официальным организациям за то, чтобы кредитовать их. Сделав это, ФРС превратилась в заемщика первой инстанции.
Все это должно было создать уверенность в том, что рынок ставок по федеральным фондам ФРС сохранит и другие важные ставки в пределах, установленных Федеральным комитетом по операциям на открытом рынке ФРС США. До недавнего времени все шло хорошо.
Балансовые счёт ФРС США: 2007-19 гг.
Однако заемщик создает нагрузку на систему. США — единственная крупная страна с резервной валютой, чья денежно-кредитная политика неотрицательная.Еще больше усугубляет проблему ФРС рыночная кривая доходности. Рынок решил, что задолженность почти по всем срокам погашения должна приносить доход ниже ставки ФРС. Иными словами, кредитование ФРС — лучшая сделка кривой США. В этом случае можно применять терминологию инверсии, учитывая, что риски и стимулы явно инвертированы. «Риска нет, доходность выше» - это однозначно хорошая сделка. Вот почему все это делают.
Но это также проблема для финансирования дефицита США. Дилеры - компании, покупающие долг непосредственно у минфина США - переполнены им, и это создает проблемы. Стимулов для покупки долга США мало, поэтому остается просто ждать, пока долг будет куплен. А с учетом того, что в обозримом будущем сохранится дефицит США, эта динамика усилится при любом решении.
Отсутствие инвертирования кривой доходности решит эту проблему. Это снизит стимулы к кредитованию ФРС, а не к кредитованию минфина США. ФРС также может прекратить заимствования у иностранных центробанков и управляющих резервами или ограничить сумму, сделав ее намного меньше, чем то, что сейчас используется. Это поможет увеличить спрос на долг казначейства США. Сочетание этих действий ослабит некоторые проблемы, с которыми столкнулась ФРС, проводя денежно-кредитную политику в посткризисный период.
Но сначала ФРС должна признать, что находится в самом разгаре исторической трансформации. Это не кредитор последней инстанции, а заемщик первой инстанции. Опасность в том, что любое откровение со стороны ФРС будет, скорее, попыткой выдать желаемое за действительное. Пока она не признает проблему, проблема сохранится.