Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов раскритиковал законопроект о реформе контрольных органов. Он уверен, что одобрение документа в нынешнем виде приведет к существенному росту административного давления.
"Фактически принятие закона в предложенной редакции может отбросить практики регулирования контрольно-надзорной деятельности на несколько лет назад", - говорится в письме Бориса Титова на имя премьер-министра Дмитрия Медведева. Об этом пишет "Коммерсантъ". О внесении этого документа в правительство в начале июня сообщал курирующий реформу контрольно-надзорной деятельности (КНД) министр по вопросам "Открытого правительства" Михаил Абызов. Проект призван изменить модель госконтроля и надзора с репрессивной на партнерскую, пояснял тогда министр. Однако у Титова совсем другое впечатление от документа.
Ожидается, что законопроект о КНД будет принят до конца года, однако бизнес-омбудсмен просит Дмитрия Медведева перенести сроки одобрения.
История вопросаЗаконопроект о государственном и муниципальном контроле разрабатывался в течение прошлого года. Этот закон должен определять основные принципы, цели и задачи государственного контроля в различных сферах. Законопроект впервые урегулирует все форматы взаимодействия контрольных органов и предпринимателей, а также системно опишет такие инструменты "умного" контроля, как риск-ориентированный подход и оценка эффективности на основе опыта ОЭСР. Ожидается, что законопроект будет внесен правительством в Госдуму осенью 2017 г.
По мнению Титова, законопроект не включает важнейшие области контрольно-надзорной деятельности: так, новые нормы не будут применяться при расследовании причин аварий или несчастных случаев на производстве, а также при рассмотрении антимонопольным органом жалоб на процедуры обязательных торгов. По его мнению, в законопроекте недостаточно отражены права предпринимателей при осуществлении госконтроля. Он также подчеркнул необходимость включения информации обо всех проверках в единый реестр.
Не нравится Борису Титову и вводимый термин "охраняемые законом ценности" (жизнь и здоровье граждан, их имущество, обеспечение обороны страны и безопасности государства и прочее), на устранение рисков по которым обещают ориентировать всю деятельность контрольно-надзорных органов.
"Де-факто под ценностями понимается неограниченный перечень понятий, что позволит органом контроля-надзора обосновать любое свое требование и действие по отношению к бизнесу",— говорится в письме.
Стоит также отметить, что в стратегии экономического развития России на ближайшие годы - "Стратегии Роста", подготовленной под руководством Титова, - контрольно-надзорной деятельности уделяется достаточно много внимания.
В частности, по оценкам ВШЭ, издержки государства на контрольные мероприятия составляют 1,5% ВВП, а нагрузка на бизнес от соблюдения избыточных требований составляет до 6% ВВП. При этом давление на бизнес со стороны контрольных и надзорных органов только растет.
В "Стратегии Роста" предлагается реализовывать реформу КНД в два основных этапа:
Этап 1: восстановление экономического роста (2017–2019 гг.). На первом этапе необходимо реализовать пакет мер, нацеленных на радикальное сокращение количества проверок и приведение системы государственного регулирования в отраслях экономики к современным мировым стандартам. Этап 2: выход на высокие темпы и качество экономического роста (2020–2025 гг.). На втором этапе следует реализовать решения, направленные на качественное изменение государственной политики в сфере контроля и надзора, переориентировав ее на профилактику и предупреждение возможных нарушений.
Основные решения, которые необходимо провести:
Основные решения 1. Ограничить число проверок: 1) в два раза снизить число согласований прокуратуры на проведение плановых и внеплановых проверок; 2) ограничить число плановых проверок – не более 2 проверок в год одного субъекта предпринимательской деятельности и не более одного раза в три года одним органом КНД; 3) ограничить административные расследования, запретить накладывать штрафы и другие наказания по их итогам.
2. Перестроить систему обязательных требований и моделей регулирования с учетом современного международного опыта, в том числе внедрив систему единого окна КНД, единого реестра требований, единого реестра проверок, гайдлайнов.
3. Постепенно перейти на риск-ориентированный подход в КНД.
4. Усилить ответственность и практику привлечения должностных лиц к административной и уголовной ответственности за преднамеренное воспрепятствование предпринимательской деятельности.
5. Пресечь массовую практику "торговли бумажками" – очистить систему сертификации, экспертиз, исследований от платных услуг, оказываемых организациями с государственным (муниципальным) участием.
6. Реорганизовать систему оказания государственных и муниципальных услуг, государственных и муниципальных закупок, проведения торгов и аукционов на право приобретения имущества или заключения договоров аренды, переведя соответствующие услуги в электронный вид.
7. Кардинально снизить избыточное административное давление на чиновников – исключить избыточную отчетность и внедрить современные электронные системы документооборота.