Проведя недавний опрос «Перспектива развития мировой экономики», МВФ пришел к выводу, что застойная мировая экономика во второй половине года получит поддержку развивающихся стран для восстановления, в котором она нуждается.
Но есть 2 причины, которые заставляют полагать, что оптимизм МВФ в отношении экономических перспектив развивающихся рынков неуместен.
Во-первых, МВФ несет нереалистичные ожидания скорейшего урегулирования валютного кризиса в Аргентине и Турции. Как известно, за последний год валюты этих двух стран упали на 50% и 33% соответственно.
Раннее завершение валютного кризиса в Аргентине маловероятно, учитывая, что в октябре в этой стране пройдут президентские выборы. Они могут привести к тому, что к власти вернется администрация Кристины Фернандес де Киршнер, известная своим неумелым экономическим руководством.
Это особенно вероятно, поскольку усиление экономического спада и ускорение инфляции до 50% приводят к тому, что популярность президента Макри на выборах резко снижается.
Раннее завершение валютного кризиса Турции тоже сложно себе представить. Только если Турция не восстановит авторитет экономической политики, обратившись к МВФ за финансовой поддержкой. А это вряд ли произойдет в ближайшее время, пока у Турции плохие отношения с США, чья политическая поддержка необходима для получения ресурсов МВФ. США не станут оказывать поддержку, пока президент Турции Эрдоган выступает против повышения процентных ставок и необходимости ужесточения бюджета для стабилизации валюты.
Вторая причина, по которой экономический подъем на развивающихся рынках маловероятен, связана с тем, что над экономикой Бразилии сгущаются тучи экономических бурь.
Бразилия беспокоит даже больше, чем Аргентина и Турция: ее экономика в $2 трлн вдвое больше экономики Аргентины и Турции.
Первые 100 дней правления Болсонару омрачают надежды инвесторов на то, что Бразилия реформирует экономику в целом и пенсионную систему в частности. Президент страны не осознает отчаянной необходимости создания коалиции в Конгрессе из 30 политических партий Бразилии. Это актуально еще и потому что его собственная партия занимает только 10% мест в Конгрессе.
Уверенность инвесторов в Бразилии падает, так как ее государственные финансы находятся в довольно неустойчивом положении. По оценкам МВФ, дефицит государственного сектора превышает 7% ВВП, а госдолг Бразилии к 2024 году может достичь 100% ВВП.
Вдобавок к пенсионной реформе, чьи бюджетные выгоды проявятся в долгосрочной перспективе, Бразилии нужна немедленная бюджетная корректировка. Страна стремится снизить уязвимость перед неблагоприятными условиями на глобальном финансовом рынке.
Все это говорит о том, что глобальные политики сделают большую ошибку, если будут надеяться на возрождение мировой экономики за счет восстановления экономик стран с формирующимся рынком.
Кроме того, необходимо как можно скорее разрешить споры между США и Китаем. Администрации Трампа, похоже, собирается открыть еще один фронт в мировой торговой войне, предложив ввести импортные тарифы для европейских и японских автомобилей.