В Вашингтоне 19 июня стартует первый раунд китайско-американского экономического диалога. Об этом заявил официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан.
Он отметил, что это стало возможным только благодаря достигнутому в Гамбурге консенсусу между лидерами США и КНР. Китайскую делегацию на переговорах возглавит вице-премьер Госсовета Ван Ян.
С 2008 года значительная роль Китая в странах G20 свидетельствует о растущей роли страны на мировой арене. Китай подчеркивает необходимость многостороннего подхода к вопросам и уважает национальный суверенитет и принцип невмешательства во внутренние дела страны.
И хотя Китай еще не сформулировал четкую стратегию поведения, будучи растущей мировой державой, принцип, определяющий ее взаимодействие с миром - это многостороннее сотрудничество.
С другой стороны, администрация Трампа, по-видимому, ограничивает мировую роль США, что является уходом от идеи о том, что руководство Вашингтона необходимо для международной стабильности. Трамп критиковал глобализацию, которая, по его мнению, является основной причиной проблем США. Он считает, что двустороннее сотрудничество между крупными державами, а не региональное и многостороннее сотрудничество, может «снова сделать Америку великой». И он считает Европейский Союз допотопной экономической моделью и вывел США из Транстихоокеанского партнерства. Все это говорит о том, что мировые проблемы – явно не на первом месте в списке целей президента Трампа.
Поэтому США вряд ли помогут разработать политику стабильности мировой экономики. Вместо этого Трамп больше сосредоточится на американских интересах. Фактически, Вашингтон, похоже, прибегает к протекционизму, двустороннему сотрудничеству и одностороннему подходу, и его меньше всего интересует выполнение обещания бывшего президента США Барака Обамы помочь реформировать международные институты. Но это не означает, что Вашингтон полностью откажется от многосторонней архитектуры, которая доминировала после окончания Второй мировой войны.
В этом контексте китайская инициатива «Один пояс, один путь» и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций должны рассматриваться как попытка улучшить мировое экономическое пространство. Как растущая глобальная держава, Китай все еще проходит путь обучения. Поэтому важно, чтобы Китай и США признавали приоритетные области друг друга, общие интересы и различия. И они должны предпринять согласованные усилия, чтобы извлечь выгоду из общих интересов и урегулировать разногласия, прежде чем они перерастут в конфликты.
$500 млрдЭкономический пояс Шелкового путиПо данным официального агентства "Синьхуа", с 2013 г. Китай инвестировал более $50 млрд в страны, входящие в инициативу "Один пояс, один путь".
Credit Suisse Group сообщила в этом месяце, что Китай может вложить более $500 млрд в 62 страны в течение пяти лет.
Государственные компании Китая, такие как China National Petroleum Corp. и China Mobile Ltd. - крупнейшая в мире компания, работающая в сфере беспроводной связи, - могут получить хорошую прибыль.
Руководители шести крупнейших государственных компаний Китая на этой неделе пытались убедить общественность в том, что риски можно контролировать.
По данным Bloomberg, три банка развития Китая, его фонд "Шелковый путь" и Азиатский банк инвестиций в инфраструктуру в Китае приняли участие в проектах на $39 млрд за пределами страны в прошлом году, что на 50% выше по сравнению с 2014 г.
Фактически амбициозный проект Китая связывает сотни миллионов людей и рынки на миллиарды долларов.
Несмотря на их разногласия в отношении будущего глобализации и расходящихся взглядов на глобальные проблемы, обе стороны придают первостепенное значение экономическому росту и устойчивости, для которых нормальный мировой экономический порядок является абсолютной необходимостью.
Поэтому диспуты о глобализации и глобальном управлении являются предпосылкой глобального экономического процветания. Общие интересы без существенного понимания приоритетов и задач сделают сотрудничество и координацию в глобальном экономическом управлении неэффективными и бесплодными. И это потребует от двух великих держав урегулировать свои разногласия в целях улучшения мировой экономики.
Переговорные позиции
На данный момент для США стратегической задачей, которую они попытаются решить в рамках нового раунда переговоров, проникновение на рынок Китая. Именно для этого им необходимо добиться от Пекина реализации мер по либерализации доступа иностранных инвестиций и финансового рынка в целом.Как правило, американские компании, заходящие на развивающиеся рынки, активно приобретают доли в крупных инфраструктурных проектах, а также участвуют в разработке природных ресурсов.
В свою очередь, Китая не хочет допускать США к стратегическим отраслям, опасаясь, что таким образом в руках Вашингтона окажутся внутренние рычаги давления на Пекин. Однако, американские компании также не готовы участвовать в китайских проектах, но за пределом Китая, поскольку таким образом они будут лишь финансировать экономическую экспансию Китая.
Еще одним препятствием для либерализации процесса инвестиций в Китая, является справедливые опасения Пекина, что в страну придут «короткие и пугливые» деньги. Более того, у руководства Китая есть хороший пример на глазах – страны Юго-Восточной Азии, в том числе и Япония, экономика которых одномоментно рухнула, после того как горячий спекулятивный капитал одномоментно покинул эти страны. В результате столь разрушительных действий западного капитала, экономика той же Японии уже около двух десятилетий не выходит из состояния кризиса.
Стратегической задачей для Китая в рамках текущих переговоров, добиться от США отказа от политики саботажа всех китайских крупных проектов в Европе и Африке. Китай обладает масштабными финансовыми ресурсами, локальная экономика просто не в состоянии их переварить. Именно поэтому китайские компании практически скупают более-менее интересные реальные активы по всему миру за счет свободных средств и поддержки государства. Основной акцент делается на покупку технологических компаний.
Опираясь на эти переговорные позиции, США и Китай должны определить в ходе переговоров, где они готовы уступить другу другу, чтобы недопустить "торговой войны", которая слишком сильно ударит по экономикам обеих стран, с учетом их взаимного проникновения. Поскольку и Китай, и США являются крупными игроками в глобальной цепочке поставок и цепочке создания стоимости, многие страны столкнутся с серьезными последствиями в результате торговой войны.
КНР и США крепко связаны друг с другом в торговой, инвестиционной и финансовой сферах, степень их взаимосвязанности постоянно растет, стремительно растущие двусторонние инвестиции – очевидный показатель. Китай и Соединенные Штаты, в качестве двух крупнейших экономик мира, в целом поддерживают благоприятное торгово-экономическое сотрудничество, что соответствует интересам двух стран, а также оказывает позитивное влияние на мировую экономику.