Уход назначенцев Обамы с постов в федеральном правительстве и других учреждениях продолжается. Для финансового мира одним из самых громких событий стала отставка Даниэля Тарулло, члена совета управляющих ФРС США.
Конечно, заявлять, что Тарулло пользовался популярностью в банковском сообществе, было бы преувеличением. После его ухода Европа будет проливать крокодиловы слезы. Европейские банки и их регуляторы были не на шутку встревожены его восторженными призывами к ужесточению стандартов "Базеля 3,5", в случае реализации которого потребовалось бы существенное увеличение капитала европейских банков.
Тарулло также был ярым сторонником международного сотрудничества в сфере регулирования. Несколько лет он возглавлял малоизвестный, но важный Постоянный комитет по сотрудничеству в области регулирования и надзора. Его приверженность работе с коллегами в международных органах, таких как Базельский комитет по банковскому надзору, для заключения глобальных нормативных соглашений, позволяющих банкам конкурировать, никогда не ставилась под сомнение.
Уже сейчас некоторых из тех, кто критиковал его в прошлом, беспокоит ситуация с его отставкой. Кто станет его преемником? В рамках закона Додда-Франка 2010 создана должность заместителя председателя ФРС, который должен управлять работой ФРС в сфере регулирования. Будет ли это назначенец, которого выберет Трамп, таким же идеальным в своем подходе к международным делам, как Тарулло? Или его главной задачей станет создание свода норм и правил, призванных ограждать американские банки от нормативов международного уровня?
Пока непонятно, чего ждать в будущем, но в своем письме 31 января к председателю ФРС Джанет Йеллен заместитель председателя Комитета палаты представителей по финансовым услугам Патрик Макгенри писал: "Похоже, ФРС продолжает переговоры по вопросам международных стандартов регулирования финансовых институтов с чиновниками в других странах без прозрачности или необходимой подотчетности. Это неприемлемо".
В своем ответе от 10 февраля Йеллен твердо опровергла аргументы Макгенри. Она заявила, что ФРС действительно обладает всеми необходимыми полномочиями, что соглашения "Базеля" не являются обязательными и что в любом случае "четкие нормативные стандарты повышения стабильности финансовой системы США" повысят и конкурентоспособность финансовых компаний.
Однако это еще не конец истории. Письмо Макгенри предлагает аргументы, которые будут рассмотрены в конгрессе некоторыми республиканцами, близкими к президенту. Аргументы Йеллен верны, право ФРС участвовать в международных переговорах вовсе не обязывает делать это, новый назначенец вполне может утверждать, что это не входит в его обязанности.
Такой поворот событий вполне может привести к напряженности внутри ФРС.
Остается одна загвоздка, вытекающая из Brexit. При отсутствии какого-либо специального соглашения между ЕС и Великобританией регуляторы Великобритании и ЕС соберутся в Базеле, а не в Европейской службе банковского надзора. И в таком случае, если не будет возможности установить четкие стандарты, еще одно ключевое звено в цепи будет нарушено, и Великобритании будет сложно утверждать, что если банки Лондона соответствуют международным стандартам, то им должны быть предоставлены равные условия в ЕС.
Центробанки понимают, что финансовое регулирование вступило в период высокой неопределенности – и период повышенной тревожности для властей. Пока нет никаких вероятных кандидатов в совет управляющих ФРС, и тем не менее решение не заставит себя ждать. Финансовый мир затаил дыхание в ожидании.