Будущее, в котором автономные транспортные средства стали нормой, для многих экспертов является предрешенным. Как и в случае со смартфонами, операционные системы будут определять, какими будут самоуправляемые авто, что они будут уметь. А разработчикам мобильных приложений, желающим воспользоваться возможностями привлекательного сектора автономных транспортных средств, важно следить за тем, как формируется ландшафт операционных систем.
По мнению экспертов, экономика мобильных приложений все еще растет, но время, которое люди проводят в приложениях, начинает сокращаться. Недавнее исследование показало, что общая активность в приложениях в 2017 г. выросла всего на 6% по сравнению с 11%-м ростом, зарегистрированным в 2016 г. Эта тенденция говорит о том, что пользователи постепенно достигают точки насыщения.Самоуправляемые автомобили могут изменить этот тренд. Но как именно мобильные приложения проникнут на этот рынок и кто будет держать пальму первенства в новой эре мобильности, пока неясно.
За последние несколько лет развитие рынка беспилотных автомобилей только ускоряется. Больше городов участвуют в проведении программного обеспечения машин, а многомиллиардные инвестиции в технологии и софт для автономных транспортных средств привлекаются от таких гигантов, как Google и Uber. Автопроизводители, после непродолжительной борьбы, также приняли идею автомобиля без водителя. Эксперты прогнозируют появление новой "пассажирской экономики". Аналитики оценили объем рынка автомобилей с автопилотом (или "экономики пассажиров") в $800 млрд к 2035 г. и в $7 трлн к 2050 г. Именно к 2035 г. самоуправляемые транспортные средства возьмут верх над обычными автомобилями.
К 2050 г. самым большим сегментом "пассажирской экономики" станет "пользовательская мобильность как служба (consumer mobility-as-a-service, CMaaS)". На этот сегмент придется $3,7 трлн. CMaaS в первую очередь захватит регионы с наивысшей степенью урбанизации.
Для разработчиков мобильных приложений встает несколько интересных вопросов: будут ли смарт-кары, как ранее смартфоны, выпускаться эксклюзивно под определенную экосистему (от Google, Apple, Microsoft, Amazon / AGL) или пользователям могут быть доступны несколько ОС/платформ? Или автопроизводители просто будут создавать собственные проприетарные операционные системы, размывая рынок? Еще одним важным вопросом является доступность голосовых помощников вне зависимости от экосистемы. Как, например, сейчас работает Google Assistant в iOS. Технологии голосового управления в автономном транспорте более важны, нежели в бытовом использовании (в смартфонах или "умных" колонках). Даже в уже сформировавшихся секторах битва за автомобильные ОС только начинается. И это открывает новые возможности для разработчиков мобильных приложений.
Наблюдая за развитием самоуправляемых автомобилей, можно предположить, в каких направлениях будут двигаться игроки рынка. Например, после идеи развивать собственный парк беспилотных авто Google теперь сосредоточила почти все свои усилия на производстве программного обеспечения, в то же время заключая многочисленные партнерства с традиционными автопроизводителями.
Немецкий производитель автомобилей Volkswagen планирует создать единую платформу с собственными сервисами под названием vw.os: в компании отмечают, что такое программное обеспечение проще обновлять и обслуживать. По аналогичной модели уже работает Tesla.
Сейчас большинство электромобилей Volkswagen и других производителей оснащены десятком систем управления, отдельными элементами от разных поставщиков. Первые автомобили с собственной операционной системой автоконцерн обещает выпустить в 2020 г., а к 2025 г. перевести на нее все электромобили.
Другой пример - компания Udacity, которая предоставляет услуги в сфере онлайн-образования: она решила создать курс для обучения специалистов по разработке беспилотных автомобилей. Этот опыт оказался настолько успешным, что организация решила открыть "дочку" для производства самоуправляемых автомобилей, которая получила название Voyage. Компания сосредоточит свое внимание на создании автономного такси. Машину разрабатывать с нуля не будут: планируется модернизировать серийные автомобили с помощью собственного оборудования и программного обеспечения. Очевидно, что индустрия только зарождается и в ближайшей перспективе можно будет наблюдать несколько разных экосистем, которые будут использоваться до тех пор, пока доминирующие платформы не вытеснят или не поглотят остальных. Независимо от этого автопроизводители и технологические компании четко осознают важность "подключенной мобильности", которая в новом мире может заменить традиционные автомобильные ценности, такие как скорость, комфорт и мощность. Американцы проводят в среднем 293 часа в год за рулем автомобиля. Исследователи прогнозируют, что к 2030 г. автономные автомобили высвободят своим владельцам 1,9 трлн минут.
Из-за высвободившегося времени бывшие водители (пассажиры в новых реальностях) будут испытывать меньше стресса, спрос на парковочное пространство резко упадет. Автомобили станут источниками огромного количества разнородных данных. Автономное вождение позволит новой "пассажирской экономике" постепенно переконфигурировать целые отрасли и создать новые рынки.