Москва, 12 апреля Россияне сокращают покупку продуктов и одежды, техники, но увеличивают покупку гаджетов, сообщается в ежемесячном мониторинге социально-экономического положения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.
Среди непродовольственных товаров в 2016 г. максимально выросли относительно предыдущего года в сопоставимых ценах продажи мобильных телефонов (+20,1%), мониторов (+16,9%) и компьютеров в полной комплектации (+9,7%).
Небольшой прирост произошел в продажах дизельного топлива (+3%), автозапчастей (+1,1%), телевизоров (+1,3%), фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров (+2,8%), в том числе лекарств (+1,2%).
Продажи автомобилей сократились на 3,3%, стиральных машин – на 3,4%, холодильников – на 1,7%. На 11-12% сократились продажи посуды, столовых приборов и ножей, газет и журналов.
Значительно меньше за 2016 г. было продано верхней одежды (-14,4%), кожаной обуви (-11,2%), тканей (-8,2%), нательного белья (-7,3%) и чулочно-носочных изделий (-5,9%). Продажи табака сократились на 7%, косметических и парфюмерных товаров – на 4,1%, мыла – на 6,3%.
В целом оборот розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами за 2016 г. составил 28,1 трлн. рублей, незначительно увеличившись в номинальном выражении (в 2015 г. было 27,5 трлн. рублей).
С учетом роста цен объем торговли за 2016 г. сократился на 5,2% к предыдущему году. Сравнивая объемы продаж основных групп продуктов питания и непродовольственных товаров (2016 г. к 2015 г. в сопоставимых ценах), можно отметить сокращение на 7,2% продаж рыбы и морепродуктов, -4,6% в продажах растительных масел, -4,1% животных масел, -5% по сухому молоку, -5,9% по молочным напиткам, -4,9% в продажах мороженого и замороженных десертов, -4,2% продаж кондитерских изделий, -4,4% мясных консервов, -7,1% продаж чая.
Соль, мука, крупа, макаронные изделия, безалкогольные напитки сократились по объемам продаж на 2-3%, свежие фрукты -2%.
Розничные продажи сахара, мяса почти не изменились. И только по двум группам продовольственных товаров наблюдался значительный рост: продажи свежих овощей в сопоставимых ценах выросли на 4%, а свежего картофеля в 2016 г. было продано на 11,8% больше, чем в предыдущем году – рекордно высокий показатель среди продуктов пищевой линейки.
Снизились объемы продаж строительных материалов (-5,3%), мебели, ковров и напольных покрытий (-4,7%). Таким образом, в 2016 г. сократились продажи большинства товарных групп, и в ряде из них спад был очень значительным.
В основном оборот розничной торговли в России формируется торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, а на долю розничных рынков и ярмарок пришлось в январе 2017 г. 6,6% (в январе 2016 г. было 7,3%).
На начало 2017 г. в Российской Федерации действовало 1158 розничных рынков. За последние годы число рынков постепенно сократилось с 1589 единиц на 1 января 2014 г. до 1447 в 2015 г. и 1308 единиц на аналогичную дату 2016 г. Количество торговых мест на них, соответственно, также уменьшилось: с 423,8 тыс. в 2014 г., до 394,4 тыс. в 2015 г., затем до 352,4 тыс. в 2016 г. На 01.01.2017 г. на розничных рынках насчитывалось 311 тыс. торговых мест.
Таким образом, за три года количество розничных рынков и торговых мест в них снизилось на 27%.