Экономисты Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ перечислили реформы, без которых рост экономики России не превысит 2% в 2018 г. и в последующие годы. Их мнение совпадает с оценкой МВФ и предложениями Центра стратегических разработок Алексея Кудрина.
Макроэкономика России находится в лучшем состоянии за последние 5 лет, отмечалось в январском мониторинге Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).
Однако существующие в экономике ограничения не позволяют расти ей быстрее чем на 1,5–2% в год, утверждают экономисты РАНХиГС в опубликованном сегодня февральском мониторинге.
Структурные темпы роста ВВП (зависящие от совокупной факторной производительности, трудовых ресурсов и капитала) в последние годы (в 2017–2018 гг.) опустились до ежегодных 1–1,5%.
Условия внешней торговли, несмотря на рост цен на нефть, были хуже, чем в среднем за последнее десятилетие, а численность экономически активного населения падала.
При снижении инфляции и ключевой ставки ЦБ инфляционные ожидания снижаются намного медленнее.
При оценке уровня реальных ставок следует говорить о разнице между номинальной ставкой и ожидаемой (а не фактической) инфляцией.
В 2017 г. сложилась ситуация не высоких положительных, а фактически нулевых ожидаемых реальных ставок.
Циклический фактор остается положительным и для 2018 г., но существующие в экономике ограничения не позволяют расти ей быстрее чем на 1,5–2% в год.
В том числе издержки компаний на труд вновь начинают расти, доля прибыли компаний в ВВП сокращается, остатки на их депозитных счетах в банках увеличиваются (в итоге источники возможного роста инвестиций при отсутствии растущего кредитования нефинансового сектора выглядят довольно загадочно), существует неопределенность относительно будущей экономической политики правительства после президентских выборов плюс новые санкционные риски, усиливается конкуренция на мировых сырьевых рынках, исчерпывается потенциал экспортного роста в сельском хозяйстве.
Реформы
Экономисты считают актуальным проведение бюджетного маневра с повышением доли производительных расходов, в том числе за счет оптимизации непроизводительных статей и без ухудшения ситуации в социальной сфере.Для этого расходы расширенного правительства в ближайшие шесть лет должны оставаться на уровне не ниже 34% ВВП, что потребует некоторого смягчения бюджетного правила.
Перераспределение ресурсов в пользу производительных расходов способно повысить среднегодовые темпы роста на 0,5 п. п. на горизонте 3–5 лет, а в дальнейшем обеспечивать до 1% дополнительного ежегодного роста.
В РАНХиГС также указывают на актуальность масштабного разгосударствления, либерализации регулирования внешнеэкономической деятельности, ускорения перехода к единому механизму налогового и таможенного регулирования, замены валютного контроля налоговым.