X5 Retail Group открыла первый магазин «Пятерочка #налету» с полностью автоматизированной системой покупок.
Магазин нового формата площадью около 80 кв.м расположен в Москве по адресу бульвар Веласкеса, 2 и работает в пилотном режиме. Перед посещением торговой точки покупателю нужно скачать и установить приложение и пройти в нем регистрацию. Внутри нового магазина посетителей ждет около 900 наименований продукции, в том числе свежий кофе. Информацию с электронных ценников можно загружать дистанционно, а для оплаты использовать приложение с собственной технологией экспресс-скан либо кассы самообслуживания. Первое время покупателям будет помогать ассистент, который поможет освоить использование нового формата покупок.
«Пятерочка #налету особенно понравится миллениалам и представителям поколения Z, которые привыкли к формату онлайн, потребляют много контента через сеть, предпочитают новые технологии во всем и привыкли все делать быстро, — комментирует Сергей Гончаров, генеральный директор торговой сети «Пятерочка». — Уверен, что такой новый покупательский опыт привлечет и жителей района, которые смогут зайти сюда просто и «по-соседски», купить все самое необходимое, с соблюдением всех мер безопасности и без лишних контактов. Несколько подобных объектов мы планируем запустить в тестовом режиме и в других районах столицы».
Магазин работает по принципу «умного дома»: на основе архитектуры IoT (интернета вещей) действует система специальных датчиков, которые контролируют перемещения покупателей и обеспечивают безопасность.
Все пространство магазина находится под мониторингом видеокамер, что позволяет с помощью нейросети осуществлять контроль товаров, купленных или только снятых с полки. Анализ проводится в режиме реального времени по всем посетителям одновременно.
Комментирует Василий Карпунин, эксперт БКС Экспресс:
«В данный момент у X5 Retail Group более 16 тыс. магазинов Пятерочка, плюс супермаркеты Перекресток и гипермаркеты Карусель. Изменение формата одного магазина не повлияет на общую прибыль. Тем не менее пилотный эксперимент имеет важное значение: он показывает, что компания готова быть пионером в этом формате на российском рынке, следуя мировым трендам в ритейле.
Очевидно, что эксперимент будет небыстрым: чтобы оценить интерес покупателей, изучить плюсы и минусы и просчитать эффективность формата, потребуется немало времени. В долгосрочной перспективе подобные торговые точки могут стать важным направлением, но в коротком периоде мы не ожидаем заметного влияния этого фактора на курс акций Х5. Хотя запуск одного магазина такого формата может быть дороже, чем у обычного, экономия на издержках на дистанции должна повысить маржинальность торговой точки. Кроме того, масштабирование формата снизит удельные затраты на необходимое ПО и его обслуживание».
Напомним, первые магазины без касс и продавцов — Amazon Go — появились в Америке в 2018 г., и с тех Amazon развивает этот формат. В сентябре компания представила устройство Amazon One, позволяющее делать покупки в магазинах путем сканирования ладони.
Магазин Amazon Go. Источник: amazon.comБКС Мир инвестиций