Владимир Путин подписал указ, фиксирующий цели экономической и социальной политики до 2024 года. Его текст во многом созвучен предложениям Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина.
Это позволяет надеяться, что новые расходы казны не приведут к очередной разбалансировке бюджетной конструкции, а их экономический эффект окажется выше и продолжительнее, чем от реализации майских указов 2012 года.
В качестве приоритетов государственной политики ЦСР определил увеличение расходов на образование, здравоохранение и инфраструктуру. В 2019-2024 годах это потребует от правительства не менее 16 трлн рублей дополнительных средств.
Другой крупной статьей расходов станет улучшение жилищных условий населения – одна только программа льготной ипотеки на 2018 год оценивается в 600 млрд рублей, плюс к этому реновация, расходы на которую в одной лишь Москве составят не менее 200 млрд рублей в год. Таким образом, новый указ Владимира Путина «весит» никак не менее 20 трлн рублей или 2,8-3,0% от ВВП.
Расходы государства на реализацию майских указов 2012 года составили примерно на порядок меньшую сумму. Точные данные приводит лишь федеральное правительство: в 2013-2017 годах оно выделило в общей сложности 2,8 трлн рублей, включая 0,4 трлн рублей субсидий региональным бюджетам.
Собственные затраты субъектов федерации сложно оценить, прежде всего, по причине масштабной оптимизации в системе здравоохранения. Если исходить из динамики фонда оплаты труда в охваченных указами секторов, расходы регионов составили порядка 0,9 трлн рублей. Эта сумма соответствует приросту объемов долга субъектов федерации за тот же период – регионы были вынуждены активно занимать именно в связи с необходимостью реализации майских указов 2012 года.
Таким образом, в целом бюджетная система израсходовала на майские указы 2012 года около 3,8 трлн рублей или 0,9% от ВВП. Более половины этой суммы было направлено на повышение заработной платы, что позитивно сказалось на динамике конечного потребления домохозяйств. Однако вклад этого фактора в ВВП вряд ли превысил 0,5% ВВП, причем в 2015-2017 годах его влияние постепенно затухало.
ЦСР полагает, что дополнительные 2,3% ВВП расходов на образование, здравоохранение и инфраструктуру ускорят рост ВВП на 1,5 процентных пунктов. Это означает несколько больший мультипликативный эффект, чем в приведенных выше выкладках об эффективности майских указов 2012 года. При этом ключевой особенностью нового бюджетного маневра станет, куда большая продолжительность позитивного влияния на экономику.
Новый указ президента представляет собой сложный микс подходов, которые Владимир Путин применял в прошлые годы. При этом разработка конкретных мер по реализации указа, предоставлена непосредственно правительству, что, безусловно, является благоприятным сигналом. В тоже время чрезвычайно сложно абстрагироваться от персоналий, которые будут ответственны за реализацию новых национальных проектов.
Выдвижение Татьяны Голиковой на пост социального вице-премьера и повышение статуса Антона Силуанова говорят о намерении не допустить перекосов бюджетной конструкции, подобных тем, что случились 5 лет назад, когда субъекты федерации столкнулись с одномоментным ростом расходов, не получив существенного прироста доходной базы. При этом Голикова, как показал опыт монетизации льгот, готова идти на жесткие и непопулярные меры, что следует рассматривать скорее как позитивный фактор.
Структурные реформы никогда не проходят безболезненно, однако именно они создают условия для продолжения роста экономики в постоянно меняющихся внешних условиях. К сожалению, многие вопросы, без решения которых сложно будет достичь успеха, остались за рамками указа. Например, в документе есть лишь призрачные намеки на пенсионную реформу, изменение межбюджетных отношений, новации в налогообложении.
Остается надеяться, что к началу октября правительство представит контуры этих важных преобразований. Эта программа действий позволит точнее оценить и стоимость, и экономические последствия нового указа президента.
Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК «РЕГИОН»