Для привлечения средств к разработке и освоению месторождений энергоносителей на российском арктическом шельфе в законодательство о недропользовании могут быть внесены изменения.
Об этом в интервью агентству "Интерфакс" сообщил вице-премьер Юрий Трутнев, отметивший, что данные предложения пока находятся на стадии обсуждения. Трутнев также возглавляет Государственную комиссию по Арктике.
По его словам, для целевой поддержке инвестиционных проектов в России необходима общая модель господдержки инвестиций и налоговых преференций. "Понимание" подобной модели для арктического региона России, как отметил вице-премьер, будет сформировано в правительстве до конца текущего месяца. Юрий Трутнев также допустил возможность изменения закона "О недрах" с целью привлечения частных и иностранных компаний к участию в шельфовых проектах на территории российской Арктики.
– Сегодня существует своего рода целевая поддержка инвестпроектов. Как, например, в случае с компанией "НОВАТЭК". Ее проект "Ямал СПГ" очень важен, но он поддерживается государством в индивидуальном режиме. А нужно выстроить общую модель поддержки инвестиций, сформировать систему налоговых преференций. Чтобы каждый потенциальный инвестор знал, на что он в обязательном порядке может рассчитывать, вкладывая деньги в этот край.
– Какая система преференций обсуждается для Арктики?
– Сейчас прорабатываем общую преференциальную модель, пока она в виде набросков, надеюсь, до конца марта сформируется более четкое ее понимание. Я уже не единожды говорил, что такая модель не может быть калькой с Дальнего Востока, потому что в Арктике другие условия. Но обязательно в числе предложений должны быть механизмы "дедушкиной оговорки", то есть гарантии инвестору на длительный срок. Он должен на годы вперед знать свой налоговый режим, рассчитывая сроки окупаемости. Кроме того, он должен понимать схему завоза материалов для строительства, логистику вывоза готовой продукций. Транспортное обеспечение тоже "болевая точка" для арктической земли.
– На чем будет основываться российская модель освоения арктического шельфа?
– Пока о конкретике говорить преждевременно. Но, думаю, логично предусмотреть участие правительства, какой-то уполномоченной государственной компании, рассмотреть варианты выделения иностранному инвестору доли непосредственно в проекте. То есть, по сути дела, привлечь иностранные инвестиции, в том числе в геологоразведку, за долю в компании, которой будет принадлежать лицензия на шельфе. Чтобы иностранный инвестор владел не какой-то промежуточной компанией, а имел права на участие в разработке месторождения.
– А как же санкции в отношении шельфовых проектов в Арктике, где по закону "О недрах" работать могут только компании с госучастием?
– Мне кажется, в какой-то момент слово "сотрудничество" может обнулить слово "санкции". Вопрос в переходном периоде. Конечно, если мы сможем предложить иностранным компаниям выгодные условия партнерства, это совершенно не значит, что вслед за этим санкции немедленно будут отменены. Но мы сможем вместе начать обсуждать алгоритм такого пути.
Что касается законодательства, то, возможно, первым шагом могло бы стать как раз изменение федерального закона "О недрах" в той части, что работать на шельфе РФ могут только компании с участием государства в 50%. Если мы сможем сделать хотя бы это, то покажем всему миру – замок с двери снят, дорога для мировых наработок, технологий, инвестиций открыта. Тогда наступит время вместе подумать, как иностранному инвестору в эту дверь войти. Есть все предпосылки к тому, что интересы у определенных зарубежных компаний возникнут. И, конечно же, частные отечественные компании получат большие перспективы.