Мексиканская авиакомпания Interjet - последний зарубежный эксплуатант SSJ100 - продает российские самолеты из-за финансовых проблем: из 22 лайнеров в парке Interjet регулярно летает лишь шесть, остальные стоят на земле уже не менее полугода.
Первый Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100) представлен в 2003 г., а первый его полет выполнен в 2008 г. Региональный лайнер разработала и производит компания "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС, в составе государственной Объединенной авиастроительной корпорации).
О намерении мексиканской авиакомпании избавиться от российских самолетов "Ведомостям" рассказали три человека, близкие к ОАК, человек, близкий к Минтрансу, и менеджер авиапромышленной компании, знающий об этом от сотрудников ГСС.
Самолеты поставлялись в Мексику новыми, и сейчас им 4–6 лет. Interjet покупала самолеты, а не брала в лизинг и, поэтому получила огромную скидку, купив партию по $23,5 млн за самолет при рыночной цене тогда около $29 млн.
Теперь Interjet хотела бы выручить за лайнеры по $16–17 млн. Теоретически это низкая цена, которая позволила бы предложить лайнеры авиакомпаниям по выгодным лизинговым ставкам, говорят два собеседника.
Interjet – второй по величине эксплуатант SSJ после "Аэрофлота" - у госкомпании 49 самолетов.
Самолет состоит в парке российских и зарубежных авиакомпаний, включая "Аэрофлот", мексиканскую Interjet. В эксплуатации находятся свыше 100 самолетов SSJ-100.
Причина решения продать российские "суперджеты" – тяжелое финансовое состояние Interjet: в 2016–2017 гг. обвалился песо, дорожал керосин, Interjet стала проигрывать конкуренцию другим перевозчикам. В 2015-2016 гг. мексиканская авиакомпания считалась лучшим эксплуатантом, показывала налет до 8–9 часов в сутки и SSJ100 приносил ей прибыль, рассказывал гендиректор Red Wings Евгений Ключарев. Эта авиакомпания тогда тоже эксплуатировала SSJ100.
Но в 2016–2017 гг. Interjet постепенно перестала платить за запчасти как ГСС, так и производителю двигателей для самолетов – Powerjet (СП ОДК и французской Safran), а те перестали поставлять компоненты. Лайнеры стали летать все хуже и хуже. А Interjet занималась каннибализацией – ставила часть самолетов на прикол и снимала с них запчасти для поддержания летной годности другой части парка.
По данным сервиса flightradar24, лишь шесть SSJ100 из парка Interjet продолжают полеты. Еще семь не летают больше года, пять стоят с осени 2018 г., три – с декабря 2018-го – января 2019 г. и последний – с марта 2019 г.
Представители Powerjet и ГСС не комментируют контрактные отношения с Interjet.