Если "сделать Америку снова великой" - цель, то нет ничего лучше, чем вернуть экономический рост конца 1990-х гг. Команда президента Дональда Трампа утверждает, что республиканский налоговый план, рассматриваемый сейчас в конгрессе, сделает именно это. В Белом доме заявляют, что законопроект сдвинет темпы роста до 4% и выше.
Подобные высоты нельзя назвать нереальными. Однако, если Америке удастся их добиться, налоговая реформа не будет иметь к этому никакого отношения. И дело не в специфике конкретного плана. Скорее это отражает недооценку реальности: налоговая реформа может сделать много хорошего, но она не способна привести к высокому долгосрочному росту.
Большинство оценок налоговых предложений республиканцев (как и анализ большинства других налоговых планов) указывают, что их воздействие на темпы роста будет минимальным. Согласно прогнозу неправительственной общественной организации Penn Wharton Budget Model в случае принятия закона он поднимет ВВП всего на 0,4-0,9% к 2027 г.
Глупости, заявляют в ответ сторонники школы "экономики предложения". Экономический рост можно эффективно стимулировать за счет снижения барьеров для производства (предложения) товаров и услуг, то есть за счет снижения налогов и снятия запретов, создаваемых государственным регулированием.
Более низкие налоговые ставки на трудовые доходы должны повысить предложение рабочей силы, более низкие налоги на доходы от капитала должны (благодаря увеличению сбережений и инвестиций) способствовать развитию инноваций, которые в конечном итоге повысят производительность.
Однако реальная экономика не так прямолинейна. Сокращение налогов, которые повышают доходы от работы по найму, увеличивают стоимость нерабочего времени; этот "эффект замещения" (substitution effect) предполагает, что люди должны работать больше, когда налоговые ставки снижаются. Но существует компенсирующий "эффект дохода" (income effect): по мере роста заработка спрос на большинство благ, включая отдых, также растет, отмечает британский журнал The Economist.
Хотя теория гласит, что снижение предельных налоговых ставок должно поддерживать "эффект замещения", в реальной жизни не все так четко. Суммируя литературу по этой теме, неправительственная исследовательская организация Congressional Research Service заключила, что на практике налоговые изменения не сильно влияют на участие рабочих и на рабочие часы.
В то же время декларируемый доход от трудовой деятельности увеличивается после сокращения подоходного налога, главным образом из-за уменьшения уклонений от налогообложения. Но получаемый доход недостаточно большой, чтобы заметно влиять на долгосрочный экономический рост.
Нет убедительных доказательств и о воздействии снижения налогов на доход от капитала. На практике эффект налоговых изменений на темпы сбережений минимален или вообще отсутствует. Нормы сбережений в Америке упали за последние 40 лет, несмотря на снижение фактической ставки налога на доход с капитала.
Внутренние сбережения - далеко не единственный источник инвестируемых средств; республиканцы утверждают, что их план поможет привлечь поток денег из-за рубежа. Но подобный поток, как правило, движется медленно и неравномерно.
В то же время в остальном изменения в налогообложении могут кардинально изменить ситуацию. Они могут сильно повлиять на рост в краткосрочной перспективе, особенно после рецессии, когда еще много резервных мощностей, которые будут загружаться с увеличением спроса.
Но сегодня это неактуально. Америка имеет меньше резервных мощностей, чем в самом начале восстановления, к тому же ФРС, опасаясь инфляции, может ликвидировать стимулирующий эффект низких налогов более высокой процентной ставкой.Скорее всего, наибольшее воздействие налоговая реформа окажет на бюджет. Следует заметить, что республиканцы крайне негативно относились к государственным заимствованиям сразу после рецессии, когда резко возросший дефицит помог урегулировать много острых проблем. Сегодня лидеры Республиканской партии заявляют, что их законопроект увеличит госдолг на $1,5 трлн, или около 8% от нынешнего ВВП, в ближайшие десять лет.
Но самыми грандиозными будут распределительные последствия. Согласно анализу Tax Policy Centre внесенный в палату представителей законопроект позволит снизить налоговую нагрузку для 0,1% самых богатых американцев в среднем на $278 тыс. к 2027 г. В то же время сокращение для 20% самых низкооплачиваемых граждан составит всего $10.
Республиканский налоговый план позволит устранить неэффективность в налоговом кодексе, что должно помочь американской экономике работать немного лучше. Однако в этой реформе, как и любой другой, распределительные и бюджетные последствия не второстепенные элементы в борьбе за ускорение роста. Они основные пункты реформы.