Представители целого ряда промышленных отраслей пытаются оценить, чего им будет стоить открытая конфронтация в Южно-Китайском море. И многим совсем не нравится то, что они видят.
Китай все чаще высказывает недовольство по поводу увеличения американского присутствия в этом регионе, так как по морю проходят очень важные торговые маршруты.
Судна ВМС США проплывали близко к рифам Южно-Китайского моря, о чем Пекин заявлял несколько раз за последние месяцы. Это делалось под предлогом свободы навигационных операций.
В конце мая американское военное судно USS Dewey проплывало на расстоянии 12 миль от китайского искусственного острова Mischief Reef. В июле американское судно USS Stethem прошло рядом с китайским островом Triton.
На прошлой неделе еще одно судно, ракетный эсминец ВМС США "Джон Маккейн", проплыло недалеко от Mischief Reef.
На той же неделе то же судно столкнулось с нефтяным танкером недалеко от Сингапура, что привело к тому, что 10 американцев были объявлены пропавшими без вести.
Пекин прокомментировал инцидент, заявив, что он заставил аплодировать граждан Китая.
"Американские военные суда слишком часто появляются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, – говорится в китайском издании Global Times. - Американский флот проводит множество рискованных военных мероприятий без полной подготовки".
Помимо Китая, несколько других южноазиатских стран также претендуют на территории Южно-Китайского моря, которое, по слухам, богато природными ресурсами. Территория, на которую претендует Китай, расположена в 1 тыс. миль от его южных берегов.
Несмотря на постановление Гаагского суда в 2016 г., Китай продолжает расширять свое присутствие в стратегически важных водах.
Напомним, что в 2016 г. Постоянная палата Третейского суда в Гааге вынесла вердикт по иску Филиппин к Китаю по спору вокруг Южно-Китайского моря.
Суд не нашел оснований для территориальных претензий Китая и счел, что Пекин не может претендовать на исключительную экономическую зону в районе архипелага Спратли.
Компании в центре внимания
Каждый год денежные потоки в этом регионе превышают $5 трлн, что связано прежде всего с активной торговлей. Именно поэтому напряженность и враждебность могут негативно сказаться на целом ряде секторов, включая сырьевой, логистический и страховой."Конфликт между США и Китаем может подразумевать не столько физическое противостояние, сколько контроль над физическим доступом к ключевым точкам", – полагает аналитик Stratfor Мэтью Бей в интервью CNBC.
Почти каждая крупная компания, работающая в сфере контейнерных перевозок, отправляет суда через Южно-Китайское море, поэтому все они становятся особенно уязвимыми в случае столкновения Пекина и Вашингтона, добавляет Бей.
Если Трамп примет решение нарастить контроль над китайскими искусственными островами в рамках новой политики, это прежде всего затронет China National Offshore Oil, одну из крупнейших нефтедобывающих компаний на островной части Китая, отмечает Бей.
Компания CNOOC имеет бурильные платформы в Южно-Китайском море. В 2014 г. она привлекла внимание к себе, после того как разместила платформу рядом с островом Paracel, что вызвало спорт между Пекином и Ханоем.
Надбавки за морские перевозки
Ставки по морскому страхованию могут вырасти, если страховые компании посчитают некоторые части Южно-Китайского моря зоной повышенного риска.Это означает, что суда должны будут заплатить надбавку за транзит в этом регионе или избегать полностью этого региона, поясняет Эндрю Букер, партнер-основатель компании Latitude Brokers, работающей в сфере морского страхования. Но в настоящий момент этот сценарий маловероятен, добавляет он.
Невозможно спрогнозировать, насколько поднимутся цены на перевозки в этом регионе, но так как сейчас нет никакой надбавки, то рост будет в любом случае, считает он.
Если это произойдет, то изменятся торговые маршруты и фрахтовые расходы за каждую перевозку в любом случае вырастут. Это будет выгодно для судовладельцев, но невыгодно для нанимателей, которые оплачивают перевозку, отмечает Бей.
Валюта обесценится
Геополитическая напряженность может также ослабить корейскую вону и тайваньский доллар.Финансовые рынки в этих странах имеют значительную долю иностранных инвесторов, и эти трейдеры имеют обыкновение продавать акции на фоне политической нестабильности, поясняет глава исследовательского подразделения австралийского банка ANZ в Азии.
Когда начнутся проблемы на этих рынках, то начнутся проблемы с валютами этих стран.
Если это случится, эксперт прогнозирует, что вона упадет до 1180 за доллар по сравнению с 1130 в настоящий момент, а тайваньский доллар – до 31,6 по сравнению с 30,2 в настоящий момент.
Однако японская иена, скорее всего, выиграет на фоне этих событий, так как будет восприниматься как надежная гавань для инвестиций.
Нефть вырастет
В Южно-Китайском море расположено около 7 млрд баррелей нефти и почти 900 трлн куб. м газа. Однако в случае конфликта эти ресурсы вряд ли будут добываться.На первый план выйдет ралли мировых цен на нефть.
Любой конфликт может привести к срывам поставок энергоресурсов.
Что приведет к снижению запасов и к росту цен на нефть Brent до $65 за баррель, полагает Джонатан Чан, аналитик инвестиций в компании Phillip Futures.
Фьючерсы на нефть в настоящий момент торгуются около $52 за баррель.
Грузовые авиаперевозки намного дороже морских поставок. А внутри страны наземный транспорт может быть не очень развит.
Поэтому морские перевозки остаются самыми популярными для транспортировки энергоресурсов, отмечает эксперт.
Пекин импортирует огромные объемы меди и железной руды, поэтому любые блокировки поставок приведут к тому, что цены на них резко подскочат, говорит Чан.
Золото может вырасти до $1 450 за унцию, полагает Чан.
Счастливые рыбаки и рыбки
По оценкам 12% улова рыбы добывается в Южно-Китайском море.Здесь обитают свыше 3 тыс. видов.
Однако запасы рыбы существенно снижались на фоне активности Китай в этом регионе, где идет строительство искусственных островов.
Поэтому, если в результате конфликта будет приостановлено строительство, это станет благоприятным фактором для региональных рыбаков, особенно вьетнамских, индонезийских и филиппинских. В результате строительных работ часть рыбы может погибнуть, а другая часть переместится подальше от традиционных мест обитания.
Это стало одной из основных проблем южноазиатских рыболовов, которые зависят от улова.
Помимо этого, на территориях, контролируемых Китаем, введен ежегодный запрет на улов рыбы - обычно с середины мая до начала августа.
Именно поэтому конфликт с Китаем, по мнению ряда экспертов, вызовет положительную реакцию у некоторых стран региона.