Председатель Федеральной резервной системы заявил о том, что США рано или поздно будет "необходимо стабилизировать соотношение госдолга к ВВП".
В ходе выступления в банковском комитете Сената США Джером Пауэлл признал, что ситуация с быстрым ростом американского госдолга "является неустойчивой ситуацией по определению". Об этом глава ФРС заявил после своего доклада о состоянии экономики США.
Отвечая на вопрос сенатора-республиканца Майкла Раундза (шт Южная Дакота) председатель ФРС признал, что "федеральное правительство США находится на неустойчивом фискальном пути".
Когда сенатор более прямо поинтересовался у Пауэлла, будет ли система социального обеспечения в США в ее текущей форме доведена до банкротства, глава ФРС после непродолжительного замешательства ответил на данный вопрос в довольно обтекаемой форме, отметив, что "со временем мы окажемся в ситуации, когда будем тратить все больше и больше наших доходов на обслуживание долга".
При этом глава ФРС отметил, что система здравоохранения в США является неэффективной по сравнению с другими странами и на ее поддержание тратится намного больше средств.
– Федеральный бюджет США в ближайшем обозримом будущем каждый год будет выполняться с существенным дефицитом. Вы не могли бы прокомментировать, какое влияние будет оказывать на американскую экономику данная ситуация, когда Конгрессу США удается или не удается должным образом обеспечивать выполнение программ в социальной сфере – социальной страхования, медицинского обеспечения и других программ?
– Я хотел бы отметить, что ФРС старается придерживаться непосредственной сферы своих обязанностей – монетарной политики, банковского регулирования, финансовой стабильности. У нас нет каких-либо надзорных функций по принятию и выполнению тех или иных законов. Но при этом я отмечу, что федеральное правительство США находится на неустойчивом фискальном пути. Говоря это, я имею ввиду, что государственный долг и соотношение госдолга к ВВП растет – растет очень резко. Это неустойчивая ситуация, по определению. Нам необходимо стабилизировать соотношение госдолга к ВВП. Когда это потребуется сделать и каким образом – посредством тех или иных в доходной или или расходной части бюджета – эти вопросы не находятся в компетенции Федеральной резервной системы.
– Если позволите, я изложу свой вопрос иначе – какой совет в целом вы могли бы дать США в качестве главного экономиста – по поводу нашего будущего, по поводу угроз для нашего будущего? Система социального страхования в США обанкротится, если мы не приведем ее финансирование в порядок – по вашим оценкам, это утверждение справедливо при текущем развитии ситуации?
– Я бы ответил на этот вопрос следующим образом – со временем мы окажемся в ситуации, когда будем тратить все больше и больше наших доходов на обслуживание долга, на выплату процентов держателям долга – вместо того, чтобы вкладывать деньги в то, что нам действительно необходимо – образование и другие сферы, в которые необходимо инвестировать для того, чтобы обладать конкурентными возможностями в глобальной экономике.
Одним из главных факторов, на мой взгляд, возможно, самым главным фактором, который ведет нас по этому неустойчивой фискальной траектории, является то, какие услуги мы оказываем в здравоохранении. Качество здравоохранения в этой стране является довольно посредственным для богатой страны. Но мы тратим 17% от ВВП на эти цели. При этом многие другие страны в среднем тратят 10% от ВВП на здравоохранение. Наши ежегодные расходы на здравоохранение стали превышать $1 трлн. Система нашего здравоохранения не очень эффективна.
Днем ранее портал "Вести.Экономика" в связи с заявлением главы BlackRock Лоуренса Финка о снижении спроса на гособлигации США приводил оценки Института мировой экономики Петерсона, опубликованные организацией в декабре 2018 г.
В соответствии с прогнозами, сделанными на основе оценок Бюджетного управления Конгресса США, при текущих темпах повышения госдолга американским властям в 2048 г. придется тратить 6,3% от ВВП США на его обслуживание. Выплаты по процентам по госдолгу более чем в два раза превысят значения ежегодных совокупных расходов бюджета США на научные исследования и разработки, а также инфраструктуру и образование, которые были отмечены в США за 50-летний период с 1968 по 2017 гг.