Тарифы на перевозку бензина, дизельного и авиационного топлива по всему миру выросли до рекордного уровня на фоне попыток трейдеров сдержать падение цен на сырьевые товары за счет хранения нефтепродуктов в море, пишет The Wall Street Journal.
Цены на фрахт судов, перевозящие очищенные нефтепродукты, с начала марта выросли в три раза, согласно индексу Baltic Clean Tanker (BAIT), измерителю фрахтовых ставок по 11 маршрутам доставки.
Индекс, рассчитываемый ежедневно на основе оценок, представленных судовыми брокерами, достиг самого высокого уровня за всю историю наблюдений в начале прошлой недели, а затем упал в последние дни.
Ограничения, введенные для борьбы с распространением коронавируса, негативно сказались на авиационной и транспортной отраслях, в результате чего в мире скопился избыток нефти, а цены начали стремительное падение.
Но при таком большом дополнительном предложении цена на хранение или перемещение нефтепродуктов двигалась в противоположном направлении.
"Нехватка наземных хранилищ, избыток предложения и обвал спроса во всем мире означают, что нефть хранится на воде, и эта ситуация будет продолжаться", — сказала Клэр Гриерсон, руководитель исследования танкеров в брокерской компании Simpson Spence Young.
"Мы наблюдаем рекордные уровни на некоторых маршрутах", — сказала она о ставках фрахта.
По словам Гриерсон, на прошлой неделе стоимость фрахтования судна из Персидского залива в Японию составляла чуть менее 170 тысяч долларов в день. Этот показатель в 10 раз превысил цену в начале марта.
Грузовые и товарные рынки имеют возможность подпитывать друг друга. Поскольку цены на нефть и нефтепродукты в контрактах на поставку в будущем выше, чем они есть сегодня, трейдеры могут зарабатывать деньги, храня дешевую нефть сегодня и зарабатывая на ней позже.
Это создает больший спрос на танкеры, так как трейдеры мотивированы хранить нефть в море, особенно потому, что практически негде хранить ее на суше. По словам Эрика Брукхейзена, руководителя исследования танкеров в Poten & Partners, некоторые суда, перевозящие нефть из Азии в Европу, пропускают Суэцкий канал и идут по длинному маршруту вокруг Африки.
В то же время высокие расходы на танкеры и хранение оказывают давление на спотовые или краткосрочные фьючерсные контракты, поскольку владение нефтью сегодня обходится дороже. Эта динамика разразилась драматическим образом в конце апреля, когда цена краткосрочных нефтяных фьючерсных контрактов впервые в истории стала отрицательной, а стоимость хранения нефти резко возросла.