Так или иначе, поднятый в СМИ шум по поводу вероятного повышения утилизационного сбора на легковушки на 87-125% в следующем году способен подстегнуть продажи импортных авто в оставшиеся дни декабря.
О том, что повышение утилизационного сбора в указанных пределах предусмотрено подготовленным проектом Минпромторга, накануне сообщила газета "Коммерсантъ", сославшись на информированные источники. По мнению экспертов, вследствие предполагаемого роста сбора на фоне роста акцизов цены на машины поднимутся на 10–17%, уточнило издание.
Однако, как разъяснило Министерство промышленности и торговли РФ, индексация утильсбора не приведет к увеличению стоимости. В соответствии с разработанным ведомством и внесенным в правительство проектом постановления предусматривается, что средневзвешенный размер индексации утилизационного сбора составит 15-17,5% с учетом прогноза рынка на 2018 г.
При этом уровни предполагаемой индексации разнятся в зависимости от категории и видов транспортных средств и их экологичности (в особенности техники, бывшей в употреблении), а также от объема производства и импорта.
Причем для потребителей индексация не приведет к увеличению стоимости производимых в РФ автомобилей, в связи с существенным объемом средств федерального бюджета, запланированных в 2018-2020 гг. на поддержку автомобильной промышленности – более 125 млрд руб. ежегодно, включая субсидии на программы стимулирования спроса, производственных затрат производителей и выполнения ими экологических требований. Таким образом, с учетом принимаемых мер поддержки прогнозируется рост отечественного авторынка, заключили в ведомстве.
Поскольку средневзвешенный размер индексации подобен средней температуре по больнице, было логично попытаться выяснить, насколько в том числе предполагается повысить размер утильсбора для импортных авто. Но на соответствующий дополнительный запрос "Вести. Экономика" в министерстве оперативно не ответили.
Повышенная по декабрю
Всякое новое повышение цены, разумеется, окажется негативной новостью для потребителя, что тем более нежелательно для отечественного авторынка, только начавшего выходить из кризиса, заметил в этой связиисполнительный директор "Объединения автопроизводителей России" Игорь Коровкин.Хотя, подчеркнул он, в отсутствие конкретных цифр по запланированной индексации утильсбора для различных категорий авто сложно рассуждать о возможном итоговом повышении их стоимости. Но, очевидно, все же это не будут уровни 87-125%, которыми сейчас кошмарят рынок СМИ.
При том, что анонсированное увеличение утилизационного сбора на 15-17,5% может привести к дополнительному удорожанию автомобиля на 1-2%, прикинул Коровкин.
Между тем, пока не вполне понятно, чем обусловлены заявленные уровни повышения утилизационного сбора на 15-17,5% при том, например, что инфляция прогнозируется в пределах 4%.
Как заметил председатель "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин, на сегодня государством изыскиваются всевозможные способы для пополнения казны. При этом традиционно основное бремя платежей ложится на средний класс, поскольку богатые люди отнесены к разряду "священных коров", а с бедных взять нечего, рассуждает Похмелкин.
По его оценке, в текущем году, за счет различных накруток и сборов, затраты российских автомобилистов уже выросли на 15-20%. Тогда как качество отечественных дорог, вкупе с дорожной инфраструктурой, за этот период ощутимо не улучшилось. В подобных условиях предложенное новое существенное увеличение утилизационного сбора, конечно, станет дополнительным негативом для рынка.
А что касается разделения автомобилей на импортируемые и отечественные, то предпочтительнее было бы выделять лишь качественные и безопасные авто. И хорошо, когда изделия российского автопрома отвечают этим требованиям, ну, а если нет, приходится покупать другие, оговорил председатель "Движения автомобилистов России".
Напомним, в текущем году после четырех лет падения российский авторынок пошел на подъем. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 11 месяцев 2017 г. продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России выросли на 11,7%, до 1 430197 авто. В ноябре названные показатели увеличились, соответственно, на 15%, до 152259 машин. В целом, по 2017 г. АЕБ ожидает роста на 10,8%, до 1,58 млн автомобилей.
При этом лидером продаж остается “Автоваз”, реализовавший в прошлом месяце 29163 автомобиля LADA (прирост -14% в годовом выражении). Примечательно, что в ноябре, как и в октябре, также выросла реализация легковых автомобилей премиум-сегмента на 5,3% в годовом выражении, до 12179 единиц. Хотя, в целом, импорт легковых автомобилей в Россию, по информации ФТС, за 10 месяцев 2017 г. снизился на 4,4% до 210 тыс машин, ввезенных на общую сумму в $5,3327 млрд.
И не исключено, что слухи о возможном значительном удорожании импортных авто. По крайней мере, подстегнут соответствующие декабрьские статистические показатели. Как это уже происходило на отечественном рынке, когда продажи резко подскакивали в декабре, в ожидании заявленного на следующий год очередного негатива для потребителей.
Наталья Приходко